Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСергей Евреинов
1 ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Лекция 3 ЭПОХА АДАМА СМИТА
2 План лекции I. Общественная среда 1. экономический прогресс 2. экономико-политический опыт 3. научный контекст 4. культурно-идеологический контекст II. Контекст экономической мысли (предмет след. лекции)
3 Адам СМИТ (1723–1790) Уроженец Шотландии Учился в университетах Глазго и Оксфорда С 25 лет – преподавание в Университете Глазго, профессор логики (1751) и моральной философии (1752) 1759 – публикация «Теории нравственных чувств» – воспитатель герцога Боклю, поездка во Францию 1776 – публикация «Богатства народов» С 1778 – на гос. службе
4 БРИТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА ЭПОХИ Адама СМИТА Расширение Британской империи Борьба за мировое экономическое лидерство с Голландией Огораживания земель Начало промышленной революции Финансовые пирамиды и упорядочивание государственных финансов
5 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Изменения в политических институтах: Роль парламента Публичность Активность населения Уния Англии и Шотландии (1707) Политика меркантилизма «Навигационный Акт» (1651) Запреты, пошлины и премии
6 НАУКА Ньютон ( физика как образец науки) Гершель: открытие планеты Уран (1781) Пристли: открытие кислорода (1774) Кавендиш: разложение воды на элементы (1784) Новые географические открытия (экспедиции Кука / / и др.) Исаак НЬЮТОН ( ) / : начальник королевского монетного двора/
7 КУЛЬТУРА и ФИЛОСОФИЯ Индивидуализм «Робинзон Крузо» Д.Дефо жанр романа (Ричардсон и Фильдинг) Локк: ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СОБСТВЕННОСТИ Право на собственную персону право на плоды труда своего тела и рук Ограничения на частную собственность (права других, должное использование) Джон ЛОКК John Locke ( )
8 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Авторитаризм в политической философии «Левиафан» Т. Гоббса: люди не договорятся между собой, в их собственных интересах – подчинить себя государству- «Левиафану» (иначе - «война всех против всех») Альтернатива лорда Шефтсбери: путь к гармонии в обществе – самосовершенствование человека Томас ГОББС Thomas Hobbes ( )
9 «БАСНЯ О ПЧЁЛАХ, или ВОЗРОПТАВШИЙ УЛЕЙ» Сравните улей с тем, что было: Торговлю честность погубила, Исчезла роскошь, спесь ушла, Совсем не так идут дела? Не стало ведь не только мота, Что тратил денежки без счета: Куда все бедняки пойдут, Кто продавал ему свой труд? Везде теперь один ответ: Нет сбыта и работы нет! Все стройки прекратились разом, У кустарей – конец заказам Бернард де МАНДЕВИЛЬ (Bernard de Mandeville, )
10 «Исследование принципов политической экономии» 1767 г Для государства политическая экономия – то же, что экономия для семьи. С теми, однако, существенными отличия- ми, что в государстве нет слуг, есть только дети, и что семью человек может строить тогда и так, когда и как он того пожелает, а государства уже существуют и государственный человек … – будь это самый деспотичный монарх на земле – не волен ни строить экономию по своему желанию, ни ниспровергать, пользуясь своим высочайшим авторитетом, утвердившиеся в ней законы. … Великое искусство политической экономии… - приспосабливать ее различные процессы к духу, манерам, привычкам и обычаям народа. Джеймс СТЮАРТ Sir James Denham Steuart ( )
11 Джеймс Адам СТЮАРТ СМИТ Важнейшая задача этой науки – обеспечивать определенный запас средств существования для всего населения; … снабжать всем необходимым для обеспечения общественных нужд; и предоставлять жителям страны (в предположении, что это свободные люди) такие условия для их занятий, чтобы естественным образом создавались взаимоотношения и взаимозависимости между людьми, побуждающие их предлагать друг другу то, что им нужно. Политическая экономия … как отрасль знания, необходимая государственному деятелю или законодателю, ставит себе две различные задачи: во-первых, обеспечить народу обильный доход или средства существования или, точнее, обеспечить ему возможность добывать себе такой доход или средства существования; во-вторых, доставлять государству или обществу доход, достаточный для общественных потребностей. Она ставит себе целью обогащение как народа, так и государя.
12 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ Адама СМИТА Принцип «невидимой руки»: «…обычно /человек/ имеет в виду лишь собственный интерес, а направляя свое трудолюбие так, что- бы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои интересы, он часто более действенно служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». «...не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов»
13 ЭГОИЗМ или СИМПАТИЯ: как сочетать «ТНЧ» и «БН»? «Теория нравственных чувств»: Принцип симпатии Независимый наблюдатель против эгоиста «В погоне за богатством и почестями человек может прилагать все свои силы, напрягая каждый нерв и каждый мускул в стремлении опередить конкурентов. Но если он попробует оттолкнуть кого-то из них, терпению окружающих придет конец. Это попрание принципов честной игры, что недопустимо»
14 ЦЕЛЬ и СМЫСЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ Адама СМИТА Осуждение любых монополий Свобода торговли, особенно внешней Критика протекционизма искажение стимулов к предпринимательству обесценение денег (при регулировании торговли зерном) Функции государства: оборона правосудие общественные работы и учреждения общественного блага допустимость поддержки «молодых отраслей»
15 ПОЧЕМУ А. СМИТ ? А. Смит – идеолог экономического либерализма А. Смит – систематизатор накопленного знания два фактора системного взгляда А.Смита на экономику: вера в гармонию частных и общественных интересов интеграция знания вокруг идеи труда как источника и мерила богатства
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.