Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАрина Лаговчина
1 Культура Древней Руси
2 Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.
3 КУЛЬТУРА УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА ПИСЬМЕННОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ ЗОДЧЕСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Тест
4 Русь – страна Гардарики.
7 «У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева». А.С.Пушкин Задание 1. стр.18 Проведите в схеме соединительные линии двух цветов Культурное наследие восточных славян Византийские культурные традиции Мифы и сказания Церковные книги Резьба по дереву и камню Кузнечное дело Строительство храмов Иконопись
8 СКАЗКИ ЗАГАДКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ПЕСНИ БЫЛИНЫ Задание. Вспомните имена былинных героев, богатырей. Святогор, Волх, Михайло Потык Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович Микула Селянинович (ратай-пахарь), Садко (купец) Вы постойте-кто за веру, за отечество, Вы постойте-кто за славный стольный Киев-град. Своеобразие русских былин 1)Основная идея былин – защита русской земли от врагов. 2)Освобождение своей земли. 3)Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.
9 Литература Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей) Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники. Садко- (Богатый гость) герой былин новгородского цикла.
10 Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)
11 Микула Селянинович - представитель земледельческого быта.
12 Илья Репин «Садко» Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость
13 Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.
14 Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»
15 Кириллица создана на основе глаголицы. На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.
16 Материал для письма. Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.
17 Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI- XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.
18 У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XIXV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.
19 Образование Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.
20 Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато- желтом пергаменте. Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.
21 Летописание «Повесть временных лет». Написана монахом Киевско- Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году. Игумен Сильвестр сделал в году новый её свод. Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».
23 Литература Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в. «Чтения о Борисе и Глебе». «Хождения Даниила игумена в святые места». Владимир Мономах «Поучение детям». Даниил Заточник «Слово и Моления». Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».
24 (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова», известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород- северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.
25 Характерные черты русского деревянного зодчества. 1. Многоярусность строений. 2. Наличие разнообразных пристроек. 3. Увенчание построек теремами и башенками. 4. Художественная резьба по дереву. Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества.
26 Современная реконструкция Десятинной церкви
27 Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.
29 Христос-Вседержитель" (Христос- Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол:
30 Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в годах.
31 Софийский собор в Киеве заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13- главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Софийский собор в Новгороде построен в гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.
32 Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым. (Из статьи А.И.Орлова) О чём идёт речь?Фреска Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории
35 Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.
36 Скань вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
37 Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.
38 Перегородчатая эмаль. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур- эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.
41 Проверь себя 1. Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет» 1. Иордан 2. Илларион 3. Феодосий Печерский 4. Нестор 2. Что относится к жанру героического эпоса? 1. Летописи 2. Сказки 3. Пословицы и поговорки 4. Былины 3. Как называлась славянская азбука? 1. Кириллица 2. Скоропись 3. Латиница 4. Буквица 4. Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура? 1. Итальянским 2. Византийским 3. Хазарским 4. Арабским 5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси? А) Фреска Б) Мозаика В) Романская базилика Г) Скань Д) Витраж Е) Крестово-купольный храм 1) АБЕ 2) АВГ 3) БГД 4) ВДЕ Ответы: 1) 4, 2) 4, 3) 1, 4) 2, 5) 1
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.