Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Дещеня
1 Подготовила: студентка 302 группы Дещеня Елена
2 1. Основные современные концепции одаренности. 2. Понятие «одаренность», «одаренный ребенок». Признаки одаренности в детском возрасте. 3. Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста. 4. Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности. 5. Список используемой литературы.
3 1. Основные современные концепции одаренности 1. Идея – Концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. В данной концепции одаренность рассматривается как сочетание трех характеристик: интеллектуальной одаренности; творческой одаренности или креативности; мотивации или побуждения к деятельности.
4 Интеллектуальная одаренность Интеллектуальная одаренность индивида оценивалась до 50-х годов ХХ века в основном по результатам теста интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ), однако в дальнейшем выяснилось, что данные тесты не позволяют спрогнозировать развитие умственных способностей у детей. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем
5 Творческая одаренность или креативность Творческая одаренность или креативность - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.
6 Мотивация или побуждение к деятельности Мотивация или побуждение к деятельности становится важнейшим фактором на пути развития одаренности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.
7 2. Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой Данная концепция ставит акцент на том, что для гармоничного развития личности ребенка прежде всего необходимы теплые и доверительные отношения в семейном кругу. Особенно в первые годы жизни ребенок должен получать от родителей необходимую поддержку и знание о том, что следует делать, а что не следует. Эрик Эриксон (1963), немало сделавший для нашего понимания закономерностей психосоциального развития личности, утверждает, что наиболее важны отношения ребенка, выстраивающиеся в первичной группе (мать, отец, ближайшие родственники) в первые 2 года жизни.
8 Согласно Я-концепции одаренности, родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества: уверенность, базирующуюся на сознании самоценности; понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.
9 2. Понятие «одаренность», «одаренный ребенок». Признаки одаренности в детском возрасте. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
10 Признаки одаренности в детском возрасте 1. Специфические стратегии познавательной деятельности, успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.
11 2. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.
12 3. Особый стиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
13 4. Особая характеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т.д. 5. Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста. 4. Особая характеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т.д. 5. Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.
14 3. Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста. Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
15 Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
16 Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий. Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
17 Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
18 4. Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности. 1. По видам деятельности: в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов; в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая; в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная; в коммуникативной деятельности – лидерская.
19 2. По степени сформированности: Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. актуальную одаренность; потенциальную одаренность.
20 3. По форме проявления: Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. явная одаренность; скрытая одаренность.
21 4. По широте проявлений в различных видах деятельности: Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). общую одаренность; специальную одаренность.
22 5. По особенностям возрастного развития: раннюю одаренность; позднюю одаренность.
23 5. Список используемой литературы sad/raznoe/2014/01/29/formy-proyavleniy-odarennosti-v- detskom-vozrastehttp://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/01/29/formy-proyavleniy-odarennosti-v- detskom-vozraste 3. htm l htm l 4. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. 5. Савенков, А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема. 6. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.