Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователеманатолий филимонов
1 Художественная культура Месопотамии
3 В IV тыс. до н.э. в низовьях рек Тигра и Евфрата возникла первая цивилизация, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (Двуречья). Культуру Месопотамии делят на несколько периодов: По названию городов-государств Шумер и Аккад культура Месопотамии IV – II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской. По Вавилону на юге ( гг. до н.э.) и Ассирии на севере ( гг. до н.э.) - ассиро-вавилонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской культуры ( гг. до н.э.), стиль которой продолжался в художественных традициях Персии
4 Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
5 Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление ззиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На верхней площадке ззиккурата располагалось святилище, куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.
6 Ззиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция
8 3 зиккурат Этеменнигyру в Уре
9 Ззиккурат Этеменанки (VI в. до н.э.). Реконструкция
10 Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены дорожки украшают около барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей (драконов) и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.
12 Ворота Иштар. Реконструкция
13 Ворота Иштар. Фрагмент
14 Изразцы ворот Иштар
15 Изразцы Дороги Процессий
16 Изобразительное искусство Месопотамии представлено главным образам рельефами, которые украшали внутренние покои парадных залов ассиро-вавилонских дворцов. А также скульптурами, в том числе и произведениями мелкой пластики. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» - божеств возрождающейся весенней природы.
17 Большая львиная охота. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии
18 Охота Ашшурбанипала. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии
19 Раненая львица. Рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии
20 Стела царя Нарамсина
21 Хаммурапи перед богом солнца Шамашем. Рельеф
22 Дань от царя Израиля. Рельеф из дворца в Кальху
23 Саргон II, царь Ассирии. Рельеф
24 Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II
25 Сановник Эбих-Иль
26 Голова богини Иштар из Урука
27 В III тыс. до н.э. в Месопотамии была изобретена письменность. Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. От сложного пиктографического письма, не позволяющего передать многозначный смысл того или иного слова или понятия, вскоре пришлось отказаться. Один и тот же знак приобрёл несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста. Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенных от всяких примесей тростниковыми или деревянными палочками, заточенными таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали и хранили в течение длительного времени. Так пиктография превратилась в клинопись.
30 Библиотека Ашшурбанипала (правил в 669 – ок. 635 г. до н. э.) находилась в его дворце в Ниневии. Его отец Асархаддон предполагал сделать Ашшурбанипала верховным жрецом, поэтому он изучал все науки того времени, сохранив любовь к ним до конца жизни. Сохранилось около табличек и фрагментов. Это была первая в мире систематически подобранная библиотека, где таблички были разложены в определенном порядке и имелся каталог.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.