Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемепер апапа
1 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ 2012 г г г. 29% 30,5% 31,8% ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА – 33,4 % НА ТРАНСПОРТЕ – 35,1 % ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ – 46,2 % 26,6 млн.ед. рабочих мест с вредными условиями труда (по результатам экспертной оценки, с учетом проводимой с 2008 года аттестации рабочих мест 54,6% В ЭКОНОМИКЕ РФ СУЩЕСТВУЕТ 48,7 МЛН. РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ ЗАНЯТО 68 МЛН. РАБОТНИКОВ
2 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ Два и более профессиональных заболевания Численность лиц, в отношении которых профессиональное заболевание впервые установлено в 2012 году Ежегодное увеличение количества работников с диагнозом «профессиональное заболевание» Признаны профессионально заболевшими > работников +7-8 тыс. человек Впервые выявлено более, чем у 1000 работников человек
3 3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА 956 млрд.руб. 2,1 % от ВВП Общие среднегодовые потери от недопроизводства работ и услуг, включая потери рабочего времени вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также потери вследствие необходимости предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели работающим во вредных условиях труда 1,94 трлн. руб. 4,3 % от ВВП Суммарные экономические потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах
4 4 МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ ЗАМЕЩЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА Реализация региональных программ улучшения условий и охраны труда, одной из задач которых является снижение количества рабочих мест с вредными условиями труда Реализация ряда государственных программ в целях развития отдельных базовых для РФ отраслей экономики, обеспечения конкурентоспособности и их ускоренного развития, которые предусматривают модернизацию существующего производства и развитие кадрового потенциала, способствуя решению задачи замещения рабочих мест с вредными условиями труда Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за счет средств социального страхования
5 5 ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА Приведение условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда Модернизация и автоматизация рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства, с переобучением и трудоустройством высвобождаемых при этом работников Изменение режимов работы (защита временем), занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства
6 6 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В настоящее время гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда предоставляются на основании: Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день + Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда Списков 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение + одинаковые (типовые) условия труда и производственные процессы в зависимости от профессий, должностей и видов выполняемых работ госгарантии компенсации причиненного вреда здоровью в процессе трудовой деятельности, а также гарантированный государством доход в случае утраты способности самостоятельного заработка - списочный подход не позволяет провести экономически справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства (в части пенсионной системы) в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте работодателям невыгодно вкладывать средства в улучшение условий труда постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от /П-22; постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от /22-78; постановление Кабинета Министров СССР от
7 7 ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПРОЕКТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ Проект федерального закона о специальной оценке условий труда Поправки в Трудовой кодекс РФ, предусматривающие процедуру специальной оценки условий труда как основание для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда; подзаконные акты, конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты (нормативный правовой акт Правительства РФ, вносящий изменения в постановление от 20 ноября 2008 г. 870, и акты Минтруда России) Поправки в законодательство о страховых взносах в ПФР, направленные на дифференциацию тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса профессионального риска (класса условий труда) Поправки в пенсионное законодательство, регулирующие учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в ПФР, а также особенности сохранения, учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от Поправки в законодательство об обязательном социальном страховании, направленные на постепенный переход возмещения так называемого «досрочного» периода выплаты пенсии из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования с установлением процедуры индивидуальной оценки риска приобретения профессионального заболевания при условии продолжения работы и, соответственно, индивидуальной оценки нуждаемости в выплате страхового обеспечения досрочно РАЗРАБОТКА УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДОЛЖНА ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А В ПАКЕТЕ С ИНЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ ИНИЦИАТИВАМИ И ПОДЗАКОННЫМИ АКТАМИ, И ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ ЦЕЛОСТНЫЙ, КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ЗАМЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ С ВРЕДНЫМИ (ОПАСНЫМИ) УСЛОВИЯМИ ТРУДА
8 8 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА – ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ 1. Процедура допуска на рынок услуг по проведению специальной оценки условий труда. 2. Участие работодателей в специальной оценке условий труда. 4. Требуют переосмысления и возможно корректировки государственные нормативы, на основании которых присваивается класс условий труда. 5. Специальная оценка условий труда должна осуществляться с определенной законом периодичностью 3. При проведении специальной оценки условий труда должно оцениваться не только рабочее место, но и используемые работником для защиты от вредных и опасных факторов средства индивидуальной защиты. 6. В перспективе может быть введено правило, согласно которому, если по результатам, например, трех или четырех процедур специальной оценки условий труда данные условия признаны благоприятными или допустимыми, дальнейшая оценка данного рабочего места не проводится. 7. Результаты специальной оценки рабочих мест должны аккумулироваться в единой базе данных, принципы ведения которой должны позволять использовать ее данные совместно с данными системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного
9 9 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА. (АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ) Идентификация опасностей Классификатор опасностей, утвержденный Минтрудом России ВЫЯВЛЕНЫ ОПАСНОСТИ НЕ ВЫЯВЛЕНЫ ОПАСНОСТИ Проведение замеров вредных производственных факторов Классификация условий труда Декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям Работодатели, на рабочих местах которых, заняты работники, имеющие право в соответствии с действующими нормативно- правовыми актами, на досрочные пенсии, гарантии и компенсации
10 10 ОЦЕНКА ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ ОПАСНОСТЕЙ – ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (ВПФ) Проводит аккредитованная организация, осуществляющая специальную оценку условий труда Оценке подлежат следующие факторы: 1. Физические факторы - шум; - вибрация; - ультразвук контактный; - неионизирующие излучения; - освещение; - микроклимат. 2. Химические факторы – химические вещества в воздухе рабочей зоны. 3. Аэрозоли, преимущественного фиброгенного действия. 4. Биологический фактор 6. Факторы напряженности трудового процесса (сенсорика) Сопоставление с нормативными значениями факторов Фактический уровень ВПФ > нормативных значений Да Нет Условия труда по данному ВПФ относятся к «вредным" Условия труда по данному ВПФ относятся к «допустимым» В зависимости от степени превышения фактического уровня ВПФ нормативного значения «вредные» условия труда разделяются на подклассы: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА Ранжирование всех оценивавшихся ВПФ по степени вредности
11 11 УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Наименование ВПФКласс (подкласс) условий труда Физические факторы - шум - вибрация - ультразвук - … ИТОГО: … 3.1 УСЛОВИЯ ТРУДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ Вредные Допустимые Профессии работников, занятых на оцененных рабочих местах, включенных в Список 1 или 2 Да Нет Установление дополнительного тарифа в зависимости от класса условий труда Установление гарантий и компенсаций: -повышенный размер оплаты труда; - дополнительный отпуск; - сокращенная продолжительность рабочего времени. (в зависимости от класса условий труда) -Освобождение от уплаты дополнительных тарифов в Пенсионный фонд Российской Федерации - Гарантии и компенсации не устанавливаются
12 12 ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Требуется принятие подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих размеры (уровни) указанных гарантий и компенсаций в зависимости от класса условий труда, начиная с класса 3.1. ПРИ ЭТОМ: Представляется целесообразным установление гибкого уровня предоставления гарантий и компенсаций по каждому классу с возможностью его корректировки как в сторону понижения (на основании коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, либо ранее проведенной аттестации рабочих мест) с указанием предельного «шага» снижения, так и в сторону увеличения по таким же правилам. Разработка указанных документов может осуществляться параллельно с принятием законодательных решений, поскольку полномочия на их издание уже даны Министерству постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г В Трудовой кодекс Российской Федерации требуется внесение изменений, направленных на замену процедуры аттестации рабочих мест процедурой специальной оценки условий труда в качестве основания для предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях.
13 13 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Действенный стимул для работодателя вкладывать средства в улучшение условий труда и модернизацию основных фондов: экономический эффект от таких вложений мультиплицируется не только на охрану и производительность труда, но и на сферу здравоохранения, налоговую систему и т.Д. Условия труда по большинству профессий, предусмотренных Списком 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от , могут быть существенно улучшены, но не до такой степени, чтобы быть признанными безопасными или допустимыми (классы 1 и 2). ОСОБЕННОСТИ и ПРИЧИНЫ необходимости корректировки подхода, согласно которому плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, представляется несколько упрощенным и требующим корректировки (ст. статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ): +- В существующем правовом регулировании это означает, что работодатель, имеющий такие рабочие места, не заинтересован вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку быть освобожденным от уплаты дополнительного тарифа страховых взносов он не сможет.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.