Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГульнара Ложкова
1 Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука».
2 План: 1. Предмет и задачи истории психологии. 2. Принципы историко- психологического анализа. 3. Методы истории психологии. 4. Закономерности историко- психологического процесса. 5. Периодизация истории психологии.
3 Представления о психической реальности: какими они были в разное время и в разных странах, как они развивались и изменялись. Деятельность людей, занятых познанием психического мира.
4 1. Достоверная реконструкция исторических событий (фактов).
5 2. Объяснение фактов: какие условия влияли на научную мысль, какие механизмы и закономерности.
6 3. Анализ фактов, т.е. реально происходивших событий: теорий, открытий, споров, заблуждений.
7 Принципы историко- психологического анализа Принцип историзма Принцип детерминизма
8 Пр инцип историзма Необходимо брать историко- психологические явления с точки зрения развития: как появлялись, какие этапы проходили (т.е. генезис, развитие и исчезновение). Надо брать факты в широком историческом контексте.
9 Надо брать все факты независимо от того, приятны они или неприятны исследователю. Надо оценивать вклад в психологию по новизне научных достижений в сравнении с предшественниками.
10 Принцип детерминизма Подразумевает необходимость причинного объяснения фактов истории психологии.
11 Подразумевает установление причинно-следственных связей. Подразумевает выявление внешних и внутренних условий развития науки.
12 Источники по истории психологии Данные науки Данные общественной практики
13 Данные науки: Труды психологов и философов прошлого. Труды представителей других наук и труды по этим наукам (медицина, физика, оптика, анатомия и др.
14 Д анные общественной практики: сведения об организации производства; сведения об образовании (его система, планировании и функционировании); сведения о духовной жизни общества, о произведениях искусства и др.
15 Методы истории психологии. Методы теоретической реконструкции и критического анализа научных систем прошлого. Методы изыскания исторических источников (поиск архивных материалов, их комментирование, снабжение сносками и примечаниями).
16 Методы истории психологии. Методы раскрытия механизмов функционирования психологии и науки в целом (на данном историческом этапе и в целом. Методы внутренней организации, систематизации психологических фактов, теорий и понятий.
17 Методы истории психологии. Методы интервью, беседы и биографический (непосредственно отражает мысли и переживания участников историко- психологического процесса). Методы изучения ссылок, цитат и сносок.
18 Факторы, влияющие на содержание психологической науки (на том или ином этапе ее развития). Социокультурные факторы Предметно-логические факторы Фактор личности ученого
19 Социокультурные факторы. Влияют на: выбор проблемы исследования; способы решения научных проблем; построения схемы объяснения.
20 Предметно-логические факторы. Собственная структура, логика и закономерности научного знания влияют на основные концептуальные единицы: Научные факты (эмпирические данные). Научные теории. Научные категории (общенаучные и специальные для психологии).
21 Фактор личности ученого. Получение новых научных знаний связано с личностью исследователя (его волей, разумом и жизненной дорогой).
22 Возможные основания построения периодизации Содержание взглядов на природу психического Территориальный принцип (локализация в пространстве) Хронологический принцип (локализация во времени)
23 Периодизация истории психологии (на основе сочетания хронологического подхода и содержания взглядов на природу психического).
24 I период: (VI в. до н.э. – середина XIX в. н.э.). Развитие психологии в недрах других наук (философии, медицины, естествознания и др.)
25 1 этап (VI в. до н.э. – V в. н.э.) Складываются и развиваются первые научные представления о психике. Предмет изучения – душа.
26 2 этап (V – XIII вв.) Происходит развитие учения о душе в рамках философии и медицинских знаний.
27 3 этап (XIV – XVI вв.) Дальнейшее развитие учения о душе на базе анатомо- физиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.
28 4 этап ( XVII в. – середина XIX в.) Сознание выделено как предмет исследования психологии, происходит формирование теоретических основ психологии.
29 II период: (середина XIX в н.э. – настоящее время). Психология оформилась и развивается как самостоятельная наука.
30 1 этап (начало XIXв. – 60 гг. XIXв.) Формируются естественно-научные основы психологии как самостоятельной науки. Учение о рефлексе. Предмет изучения. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов.
31 2 этап (конец 60 гг. XIXв. – конец XIXв.) Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуально физиологическую и духовно- научную. Возникновение прикладных исследований и новых областей.
32 3 этап (10-е гг. XXв. – середина 30-х гг. XIXв. ) Открытый методологический кризис в психологии. Возникновение школ зарубежной психологии. Возникновение советской психологии. Предмет психологии. Поведение. Бессознательное. Установка. Развитие высших психических функций. Деятельность.
33 4 этап (конец 30-х – 50-е гг. XX в) Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Возникновение новых отраслей и направлений. Развитие теории деятельности в советской психологии.
34 5 этап (60-е гг. XXв. – настоящее время) Поиск новых теоретических подходов и возникновение новых направлений.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.