Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнастасия Козека
1 Презентацию подготовила Козека Анастасия
2 Заир Исаакович Азгур ( ) советский и белорусский скульптор. Народный художник СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1978). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948). Член ВКП ( б ) с 1943 года.
3 Краткая биография Родился 2 (15) января 1908 год в деревне Молчаны Сенненского уезда Могилёвской губернии ( ныне вошла в состав деревни Застадолье, Сенненский район Витебской области ), в еврейской семье. Окончил Витебский художественно - практический институт 1925 году, учился у Ю. Пэна и М. А. Керзина. В годах учился в Высшем художественно - техническом институте в Ленинграде ; КГХИ в Киеве и Тбилисской АХ ( ). Народный художник БССР ( Удостоверение 1, 1944) В 1945 году женился на Галине Гореловой, дочери академика Г. Н. Горелова Действительный член АХ СССР (1958). С 1980 года руководитель творческой мастерской Академии художеств СССР ( отделение скульптуры ) в г. Минске. Депутат В C БССР в годах и с 1971 года. Скончался 18 февраля 1995 года в Минске. Похоронен на Восточном кладбище.
4 Довоенное творчество З. И. Азгура 1920 – 1930 – е гг. – этап ученичества и становления художника. Это наименее изученный период творческой деятельности ваятеля. Скульптура, созданная Заиром Азгуром в довоенные десятилетия, не сохранилась. Сведения, полученные из архивных источников, периодических изданий, каталогов довоенных выставок, эпистолярного наследия художника, мемуаров его современников малочисленны и разрозненны. Судить о характере, стилистике произведений мастера представляется возможным на основании фонда фотографий и репродукций его работ, хранящихся в Мемориальном музее - мастерской З. И. Азгура, Белорусском Государственном архиве - музее литературы и искусства, Национальном архиве Республики Беларусь, архиве Национального художественного музея Республики Беларусь, архиве Музея современной белорусской скульптуры им. А. О. Бембеля и др.
7 Творчество З. И. Азгура х годов В годы Великой Отечественной войны на передний план выдвигается агитационное искусство – графика : плакат, сатирический рисунок. Скульптура гг. преимущественно станковая. Начиная с 1943 г. создаются проекты памятников во временных материалах ( глина, гипс ). Ведущим жанром остается портрет. Тематическая композиция рассматривается как подготовительный, эскизный материал.
8 В марте 1942 г. Новосибирским Обкомом ВКП / б / Азгур командируется в г. Москву по вызову Центрального Комитета КП / б / Белоруссии и до 1944 г. находится в распоряжении Управления по делам искусств при СНК Белорусской ССР. Работает в отделе пропаганды и агитации в должности скульптора, становится членом Московского союза советских художников. Именно в это время скульптор начинает новый цикл произведений. За три года он создаёт около сорока портретов героев войны : Н. Гастелло (1942 г.), В. Талалихина (1942 г.), А. Кривошеина (1942 г.), А. Молодчего (1943 г.), П. Потоцкой (1943 г.), М. Сильницкого (1943 г.), А. Родимцева (1943 г.), Ф. Смолячкова (1943 г.), Л. Доватора (1943 г.) и др. Большинство из них выполнены с натуры, за ограниченное количество сеансов. Этим фактором, в том числе, продиктовано образно - пластическое решение : живость, непосредственность, этюдность. Данная трактовка, основанная на передаче индивидуальности моделей ( внешности и характера, эмоционального состояния ), отсутствии патетики, характерна для портретов, датированных 1942 г.: Талалихина, Кривошеина и др.; отчасти для портретов, выполненных в 1943 г.: Смолячкова, Потоцкой и др. В этих работах нет ощущения стихии боя, драматизма, плакатности.
9 Творчество З. И. Азгура второй половины ХХ - го века На протяжении х гг. Заир Азгур продолжает оставаться центральной фигурой в белорусской послевоенной портретной пластике. Многообразие интересов художника этих лет проявляется выборе новых сюжетов, композиционных решений, раздвигающих рамки чисто скульптурного портрета.
10 Наиболее многочисленна и разнообразна галерея портретов деятелей мировой науки и культуры, созданная Азгуром в послевоенные десятилетия. Она насчитывает более сотни портретов литераторов, музыкантов, композиторов, художников, архитекторов, артистов, учёных разных эпох и стран. Большинство из изображенных, личности, близкие скульптору по духу, мировоззрению, характеру творческой деятельности. Многих из них с Азгуром связывали дружеские отношения : с Я. Колосом, Я. Купалой, Н. Вороновым, Е. Глебовым, Л. Александровской, З. Бядулей, Н. Богословским, Н. Аладовым, С. Селихановым и др. В работе над данным циклом художник наиболее свободен, изобретателен. Психологическая характеристика изображенных точна и исчерпывающа, показано внутреннее движение, передающее творческое переживание моделей. Главная цель, которую преследует Азгур в данном случае – разработка драматургии создаваемого образа.
11 Со второй половины х гг. заметно усилился интерес художников к изображению современной им действительности. К героике военных лет добавляется героика трудовых будней, производственная тематика, востребованная строем, идеологией послевоенной жизни страны, её ритмом. Произведения искусства посвящаются передовикам производства, труженикам сельского хозяйства, повседневная работа которых рассматривается как подвиг. Судьбы Героев Социалистического Труда принимаются за образец, мерило.
12 В конце х е гг. Азгур самый востребованный в области монументальной скульптуры белорусский художник. Он является автором монументов, установленных во многих городах Беларуси, России, в Дагестане, Украине, Казахстане, Индии, Китае : памятников - бюстов Я. Купале ( гг., д. Вязынка Минской области ), Дмитрию Пожарскому ( гг., г. Суздаль ), П. И. Багратиону и М. Б. Барклаю де Толли ( гг., с. Бородино Московской обл.), А. Пушкину (1947 г., г. Астрахань ), Ф. Дзержинскому ( гг., г. Минск ); памятника - ансамбля Я. Коласу (1972 г., г. Минск ) и др.
13 Знаковая монументальная работа скульптора в е гг. – рельеф для памятника - обелиска на площади Победы в г. Минске (1954 г.), установленного к десятилетию освобождения Беларуси от немецко - фашистских захватчиков. Авторы архитектурного проекта В. Король, Г. Заборский, А. Мацкевич. В создании скульптуры для монумента приняли участие А. Бембель, А. Глебов, З. Азгур, С. Селиханов.
14 Крупнейшее монументальное произведение Азгура х гг. – памятник Якубу Колосу, установленный на одноименной площади в г. Минске. В архитектурной разработке проекта принимали участие архитекторы Г. Заборский, Ю. Градов, Л. Левин. Работа скульптора над монументом растянулась на 10 лет. Первые эскизы, в которых поэт изображён в полный рост, датируются началом х гг.
15 От данного композиционного построения после нескольких этапов конкурса художник отказался в пользу ансамбля, состоящего из трёх частей. Доминантой, организующей пространственную среду является изображение Колоса, сидящего на камне - валуне, выполняющем роль постамента. Лицо, фигура поэта сработаны крупными плоскостями. Силуэт памятника ясно прочитывается на фоне архитектурной застройки площади. Центральная часть ансамбля окружена скульптурными группами, представляющими героев литературных произведений поэта « Трясина », « Сымон - музыкант »: « Дед Талаш и Панас », « Сымон - музыкант и Ганна ». Скульптурные композиции дополняет система озеленения, включающая фонтаны и бассейны, воссоздающая особенности природы Беларуси, символизирующая неразрывную связь Колоса с Беларусью.
16 Мемориальный музей - мастерская З. Азгура «… Меня обрадовала моя нынешняя мастерская. Три года назад я начал её обживать и сделал в ней уже 17 новых работ и один монументальный памятник. У меня возникает ощущение родного дома в этой мастерской … У меня есть мечта – в отведённый мне срок продолжать активную творческую работу …»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.