Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Рахманова
1 Тема 5.2 Управление гражданской обороной
2 1. Системы связи и оповещения: назначение и классификация систем оповещения, способы оповещения 2. Технические средства оповещения
3 1. Закон Республики Беларусь от N 183-З «О гражданской обороне» 2. ТКП «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны». 3. Еремин А.П., Булва А.Д. «Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»: Учебное пособие. – ИВЦ Минфина, Полещук В.Н. и др. «Организация выполнения мероприятий гражданской обороны»: Методическое руководство. Под общей редакцией Э.Р. Бариева. - Минск: Изд-во Центр сертификации и лицензирования МЧС Республики Беларусь, 2009, с.
4 1. Системы связи и оповещения: назначение и классификация систем оповещения, способы оповещения
5 Система оповещения ГО является составной частью системы управления и представляет собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи. республиканскую территориальные местные объектовые ( организаций ) системы оповещения подразделяются на : локальные
6 СПОСОБЫ ОПОВЕЩЕНИЯ Неавтоматизированный ( ручной ) автоматизированный При неавтоматизированном способе оповещения сигналы и информация передаются с использованием сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания без применения специальной аппаратуры оповещения путем передачи условных сигналов, сигналов боевого управления, приоритетных телеграмм и др. В автоматизированном режиме передача сигналов (команд) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.
7 Автоматизированная система централизованного оповещения – это комплекс специальных технических средств, сопряженных с государственными каналами связи, сетями проводного, телевизионного и радиовещания, предназначенный для передачи сигналов (команд) и речевой информации до органов управления, должностных лиц и населения. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью мероприятий по ГО и защите населения и территорий от ЧС, проводимых в республиканских органах государственного управления, объединениях (учреждениях), подчиненных Правительству Республики Беларусь, исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска, районов (городов) и в организациях (на объектах).
8 РЦУРЧС Министерства и ведомства Другие страны Радиотелецентр Минское городское управление МЧС Аппаратура запуска сирен и перехвата РТУ СЦВ руководящего состава Республики Беларусь и Минской области СЦВ руководящего состава г. Минска Минское областное управление МЧС Аппаратура запуска сирен и перехвата РТУ Управление СЦО районов Районные (городские) отделы по ЧС Аппаратура запуска сирен и перехвата РТУ Областные управления МЧС Схема автоматизированной системы централизованного оповещения РЦУРЧС при МЧС Республики Беларусь Аппаратура запуска сирен и перехвата РТУ СЦВ руководящего состава области Управление СЦО районов Районные (городские) отделы по ЧС Аппаратура запуска сирен и перехвата РТУ
9 Руководители республиканских органов государственного управления и объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, исполнительных и распорядительных органов областей и г. Минска, районов (городов) и организаций (объектов), являющиеся по должности начальниками ГО, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения. Функции по организации оповещения возложены на штаб ГО - МЧС. Обеспечение эксплуатационно- технического обслуживания систем централизованного оповещения республиканского, территориального и местного уровней ГО осуществляется службами связи и оповещения МЧС, а также на договорной основе - организациями Министерства связи.
10 Структура системы оповещения ГО Система оповещения ГО Республики Беларусь представляет собой трехуровневую структуру: 1. Республиканский уровень; 2. Территориальный уровень; 3. Местный уровень.
11 Республиканский уровень системы оповещения ГО обеспечивает доведение распоряжений, сигналов и информации оповещения от штаба ГО до: подчиненных территориальных штабов ГО; республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь; руководящего состава штаба ГО; проживающего на территории Республики Беларусь населения.
12 Территориальный уровень системы оповещения ГО ретранслирует распоряжения, сигналы и информацию оповещения, полученные от РЦУРЧС, а также, в случае необходимости, формируют собственные, которые передаются: местным штабам ГО; исполнительным и распорядительным органам областей и г. Минска; руководящему составу штабов ГО областей и г. Минска; проживающему на его территории населению.
13 Местный уровень оповещения обеспечивает доведение распоряжений, сигналов и информации оповещения до: исполнительных и распорядительных органов района (города); сил и средств местного подчинения; руководящего состава штаба ГО районов (городов); потенциально опасных и иных объектов экономики; проживающего на данной территории населения.
14 Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Оперативный дежурный Дежурно-диспетчерские службы и информационные центры республиканских органов государственного управления Контактные пункты связи зарубежных стран Центры оперативного управления областных и Минского городского УМЧС Центры оперативного управления Г(Р)ОЧС Диспетчерские службы районов, городов, организаций Диспетчерские службы областного подчинения
15 Руководство организацией оповещения осуществляется республиканскими органами государственного управления, иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, организациями через органы, осуществляющие управление ГО и службы связи и оповещения соответствующего уровня.
16 Органы, осуществляющие управление ГО на территории областей Республики Беларусь, в городах, районах ( штабы ГО ): разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и цифровые носители; обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания; организуют и осуществляют подготовку дежурных служб органов, осуществляющих управление ГО;
17 планируют и проводят совместно со структурными подразделениями Министерства связи Республики Беларусь проверки системы оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;планируют и проводят совместно со структурными подразделениями Министерства связи Республики Беларусь проверки системы оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения; представляют заявки в структурные подразделения Министерства связи Республики Беларусь на выделение линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление ГО, к объектам вещания;представляют заявки в структурные подразделения Министерства связи Республики Беларусь на выделение линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление ГО, к объектам вещания; разрабатывают совместно со структурными подразделениями Министерства связи Республики Беларусь порядок взаимодействия соответствующих дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.разрабатывают совместно со структурными подразделениями Министерства связи Республики Беларусь порядок взаимодействия соответствующих дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
18 устройства, через которые доводится информация (условные сигналы) до руководящего состава и должностных лиц ГО (служебные и квартирные телефоны, пейджеры, сотовые и спутниковые телефоны, радиостанции и пр.); устройства, обеспечивающие передачу (подачу) условных сигналов или речевых сообщений населению (электрические сирены, радио- и телевизионные приемники, радиотрансляционные точки, уличные громкоговорители и пр.); комплексы специально разработанной для использования в системах оповещения аппаратуры, обеспечивающей автоматизированную передачу органам управления и силам ГО условных сигналов, распоряжений и речевых сообщений, а также централизованное дистанционное включение технических средств оповещения должностных лиц ГО и населения. К техническим средствам оповещения, используемым в системах оповещения, относятся:
19 стойки циркулярного вызова (П-164-Ц); автоматизированные системы оповещения (АСО); сотовые телефоны; спутниковые телефоны (терминалы). Оповещение ответственных должностных лиц ГО, от которых зависит принятие решений на организацию и проведение мероприятий по защите населения и территорий при возникновении ЧС, является важнейшей задачей систем оповещения всех уровней. В качестве оповещения должностных лиц используются:
20 2. Технические средства оповещения.
21 Стойка циркулярного вызова (СЦВ) П-164-Ц входит в состав аппаратуры оповещения П-164 и предназначена для осуществления циркулярного вызова и трансляции речевой информации абонентам местной проводной телефонной сети. Передаваемое сообщение может быть заранее записано или озвучено непосредственно с микрофона. Указанная аппаратура выпускается в виде отдельных стоек и устанавливается на АТС города, районного центра или объекта. При включении СЦВ линии выделенных абонентов, проходящие через стойку, переключаются с приборов АТС на приборы СЦВ. В линии оповещаемых абонентов сначала посылается сигнал циркулярного вызова, а после подъема абонентом телефонной трубки - поступает речевое сообщение. После прослушивания сообщения, абонент кладет телефонную трубку, на стойке регистрируется факт приема сообщения (загорается контрольная лампочка) и линия абонента автоматически переключается вновь на приборы АТС. Количество подключаемых абонентов – 80 или 40, в зависимости от варианта исполнения стойки. Время оповещения - не более 1 минуты. Указанная аппаратура выпускается в виде отдельных стоек и устанавливается на АТС города, районного центра или объекта. При включении СЦВ линии выделенных абонентов, проходящие через стойку, переключаются с приборов АТС на приборы СЦВ. В линии оповещаемых абонентов сначала посылается сигнал циркулярного вызова, а после подъема абонентом телефонной трубки - поступает речевое сообщение. После прослушивания сообщения, абонент кладет телефонную трубку, на стойке регистрируется факт приема сообщения (загорается контрольная лампочка) и линия абонента автоматически переключается вновь на приборы АТС. Количество подключаемых абонентов – 80 или 40, в зависимости от варианта исполнения стойки. Время оповещения - не более 1 минуты.
22 Аппаратура АСО В настоящее время для оповещения должностных лиц по телефонным сетям следует применять более гибкие и надежные системы, которые не требуют установки аппаратуры на АТС, избавляют абонентов от жесткой привязки к конкретной АТС. Таковыми являются АСО, широкое применение которых возможно как в территориальных и местных органах управления МЧС, так и в организациях. АСО предназначена для автоматической передачи речевых сообщений по коммутируемым телефонным линиям большой группе абонентов.
23 электрические сирены; уличные громкоговорители; радиотрансляционные узлы; телевизионные и радиовещательные станции; вспомогательные средства. Технические средства оповещения населения.
24 Электрические сирены Основным средством доведения до населения условного сигнала «Внимание всем!» в нашей стране являются электрические сирены. Сеть электросиренного оповещения (ЭСО) является оконечным звеном общей системы оповещения, обеспечивающим доведение сигналов тревоги до населения, находящегося в пределах территории населенного пункта. Установка электросирен системы оповещения должна предусматриваться из расчета: в городах – одна электросирена на 4000 жителей; в других населенных пунктах с количеством жителей 3000 и более человек – две электросирены; в остальных населенных пунктах (свыше 500 жителей), сельских (поселковых) Советах, на каждом потенциально опасном объекте – по одной электросирене, как правило, на нежилых зданиях и сооружениях (производственные, административные, общественно- бытовые и т.д.) Основным средством доведения до населения условного сигнала «Внимание всем!» в нашей стране являются электрические сирены. Сеть электросиренного оповещения (ЭСО) является оконечным звеном общей системы оповещения, обеспечивающим доведение сигналов тревоги до населения, находящегося в пределах территории населенного пункта. Установка электросирен системы оповещения должна предусматриваться из расчета: в городах – одна электросирена на 4000 жителей; в других населенных пунктах с количеством жителей 3000 и более человек – две электросирены; в остальных населенных пунктах (свыше 500 жителей), сельских (поселковых) Советах, на каждом потенциально опасном объекте – по одной электросирене, как правило, на нежилых зданиях и сооружениях (производственные, административные, общественно- бытовые и т.д.)
25 Схема озвучивания средствами оповещения населённого пункта
26 Электрические сирены обладают достаточно высокой эффективностью в обеспечении экстренного оповещения населения. Они просты в устройстве и техническом обслуживании, служат десятилетиями, управление ими легко централизуется и они представляют собой в настоящее время центральное звено в системах оповещения населения. В то же время их использование не лишено и недостатков: зависимость от состояния централизованного электроснабжения и исправности телефонных линий управления; небольшие площади звукопокрытия, что заставляет устанавливать большое количество сирен по территориям городов и населенных пунктов; определенная зависимость от погодных условий и времени года; сети электросирен легкоуязвимы от поражающих факторов ЧС. Электрические сирены обладают достаточно высокой эффективностью в обеспечении экстренного оповещения населения. Они просты в устройстве и техническом обслуживании, служат десятилетиями, управление ими легко централизуется и они представляют собой в настоящее время центральное звено в системах оповещения населения. В то же время их использование не лишено и недостатков: зависимость от состояния централизованного электроснабжения и исправности телефонных линий управления; небольшие площади звукопокрытия, что заставляет устанавливать большое количество сирен по территориям городов и населенных пунктов; определенная зависимость от погодных условий и времени года; сети электросирен легкоуязвимы от поражающих факторов ЧС. Сирена С 28Сирена С 40
27 Назначение: сирена предназначена для подачи звуковых сигналов на открытом воздухе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Параметр Значение Уровень звукового давления, дБ (на расстоянии 1 м от рабочего колеса) 118 Частота звуковых колебаний, Гц 450 Номинальная мощность электродвигателя сирены, к Вт 3,0 Номинальная частота вращения, об/мин 3000 Характеристика питающей сетиток переменный, трехфазный, 380 В, 50 гц Номинальный диаметр рабочего колеса, мм 400 Номинальный высота рабочего колеса, мм 110 Габаритные размеры электросирены, мм: высота диаметр масса, кг не более
28 Сирена С 40 Назначение: Электрическая сирена С-28 предназначена для озвучивания шумных помещений (цехов). ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Параметр Значение Уровень звукового давления, дБ (на расстоянии 1 м от рабочего колеса) 90 Частота звуковых колебаний, Гц 500 Номинальная мощность электродвигателя сирены, к Вт 0,75 Номинальная частота вращения, об/мин 3000 Характеристика питающей сетиток переменный, трехфазный, 380 В, 50 гц Номинальный диаметр рабочего колеса, мм 280 Номинальный высота рабочего колеса, мм 110 Габаритные размеры электросирены, мм: высота диаметр масса, кг не более
29 ОПОВЕЩЕНИЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Звучание сирены означает сигнал Услышав звучание сирены, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщения о ЧС и правилах поведения. В течение всего периода ликвидации последствий ЧС все эти средства необходимо держать постоянно включенными. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
30 Пусковое устройство П-164-А (для сирен) Назначение: Предназначено для подключения приборов кратковременного действия к трехфазной сети переменного тока напряжением 380/220В частотой 50 Гц в соответствии с принимаемыми сигналами дистанционного включения. Устройство работает по задействованным или свободным абонентским линиям связи городской и сельской телефонных сетей. Технические характеристики Среднее время безотказной работы - не менее 3000 час. Номинальное напряжение 220/380 В. Частота тока 50 Гц. Габаритные размеры 550x266x205 мм. Масса,не более 12 кг.
31 Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители (рисунок 3) устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Их выходная мощность составляет 20 – 50 Вт. Уличные громкоговорители
32 Таким образом, оповещение населения городов и населенных пунктов, находящихся вне дома, в основном, базируется на использовании сетей электросирен наружной установки и уличных громкоговорителей. Оповещение населения, находящегося дома, осуществляется через бытовые приемные устройства – радиоточки (комнатные громкоговорители), радиоприемники, телевизоры. Телевизионные и радиовещательные станции в настоящее время основными каналами получения информации для населения стали сети телевизионного и радиовещания. Таким образом, оповещение населения городов и населенных пунктов, находящихся вне дома, в основном, базируется на использовании сетей электросирен наружной установки и уличных громкоговорителей. Оповещение населения, находящегося дома, осуществляется через бытовые приемные устройства – радиоточки (комнатные громкоговорители), радиоприемники, телевизоры. Телевизионные и радиовещательные станции в настоящее время основными каналами получения информации для населения стали сети телевизионного и радиовещания.
33 Вспомогательные средства
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.