Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюдмила Головченко
1 КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Славянская основная школа Кохтла-Ярве
2 «Особенности организации специального обучения учащихся с оособыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе» Учитель-дефектолог Александрова Елена Славянская основная школа Кохтла-Ярве
3 Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы возросла. Рост нервно- психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств соотносится с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательную программу начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. 3
4 К ЧИСЛУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТНОСЯТСЯ ДЕТИ, У КОТОРЫХ: К ЧИСЛУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТНОСЯТСЯ ДЕТИ, У КОТОРЫХ: 1. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ; 2. НЕЗРЕЛОСТЬ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 3. СНИЖЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ К ПРИЕМУ И ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ; 4
5 4. ОГРАНИЧЕННЫЕ ФРАГМЕНТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ; 5. НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ; 6. ОТСТАВАНИЕ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ПРИ СОХРАННОСТИ АНАЛИЗАТОРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ. 5
6 ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, длительные хронические заболевания, перенесенные в раннем детстве; 2. длительная социально-культурная депривация; 3. церебрастенические состояния, а также осложненный (т.е. с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм 6
7 КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ Цель организации классов коррекционно- развивающего обучения Цель организации классов коррекционно- развивающего обучения создание для детей с оособыми образовательными потребностями адекватных их особенностям условий обучения и воспитания. 7
8 КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ Условия: 1. определенные организационные формы обучения; 2. определенные дополнения или изменения в программах; 3. содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий, проводимых вне учебного класса; 4. специальная подготовка педагогических кадров. 8
9 комфортный психологический климат (класс с оптимальной наполняемостью от 9 до 12 учащихся); реализация коррекционной направленности обучения с помощью набора базовых учебных предметов (русский язык, чтение, математика, природоведение, искусство); комплексное воздействие учителя, психолога, логопеда, социального педагога. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9
10 Корректировка программ отражается в структурировании содержания начального образования в системе коррекционно- развивающего обучения и выражается в следующих частных линиях Корректировка программ отражается в структурировании содержания начального образования в системе коррекционно- развивающего обучения и выражается в следующих частных линиях: 1. в качестве равнозначных по отношению к остальным дисциплинам выступают предметы эстетического цикла (музыка, искусство, уроки трудового обучения, физического воспитания); 2. повышается удельный вес знаний, которые приобретаются из окружающей действительности; 10
11 3. большое значение придается знаниям, которые школьники получают на основе практического опыта; 4. особая роль отводится общенаучным и обще познавательным способам деятельности; 5. учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения; 6. особая роль отводится обогащению и систематизации словаря и развитию речи средствами всех учебных дисциплин. 11
12 Коррекционные занятия Коррекционные занятия подразделяются на индивидуальные и групповые. Цель Цель коррекционных занятий: 1. повышение уровня общего развития учащихся; 2. восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; 3. коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи; 4. направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. 2 формы коррекционного воздействия: 1) симптоматическая; 2) коррекционная. 12
13 Коррекционные занятия проводятся по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей. При изучении индивидуальных особенностей учащихся принимаются во внимание следующие показатели: 1) физическое состояние и развитие ребенка; 2) отношение к учебной деятельности, особенности мотивации; 3) особенности эмоционально-личностной сферы; 4) особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой; 5) особенности и уровень развития познавательной деятельности 13
14 Лечебно-профилактическое: 1) охрана здоровья учащихся на основе организации охранительного режима и использования дозированных учебных нагрузок; 2) укрепление здоровья посредством нормированной нагрузки на уроках физкультуры; 3) изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости учащихся. НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ 1 14
15 Социальное: 1) систематическая работа с родителями, предупреждающая эмоциональные срывы и психологические перегрузки. НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ 2 15
16 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ При определении цели и задач и коррекционно- развивающего обучения необходимо: 1) учитывать данный конкретный период возрастного развития; 2) ставить задачи, адекватные потенциальным возможностям детей с оособыми образовательными потребностями. 16
17 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Коррекционно-развивающее обучение осуществляется группой специалистов: учителем, психологом, дефектологом, логопедом. 17
18 Учитель реализует коррекционное направление в ходе индивидуального подхода к детям на уроке (при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся). Дефектолог проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Логопед занимается коррекцией речевого развития. 18
19 Психолог проводит диагностику с целью выявления нарушений психического развития ребенка и определения его индивидуальных потребностей. Кроме этого, психолог проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. 19
20 1. Группы детей с особыми образовательными потребностями комплектуются по сходству решаемых коррекционных задач. 2. Коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Продолжительность таких занятий в 1 2-х классах не должна превышать минут, в 3 4-х классах минут. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 20
21 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Первое направление работы: коррекция поведения и эмоциональной сферы детей средствами искусства. 1 тип занятий использование средств искусства для коррекции поведения. 2 тип занятий использование игр и этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. 21
22 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Второе направление работы: использование природоведческих знаний об окружающей действительности. Третье направление работы: использование уроков русского языка и чтения для формирования познавательной деятельности. 22
23 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 1 Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками с оособыми образовательными потребностями должна осуществляться в специально организованных условиях, которыми являются: 1. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками с оособыми образовательными потребностями должна осуществляться в специально организованных условиях, которыми являются: а) выявление и учет нарушений развития познавательной деятельности и эмоционально- личностного развития; 23
24 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 2 б) организация коррекционно-развивающей работы в процессе обучения и внеклассной работы посредством материала, относящегося к разным областям знаний: чтения, русского языка, природоведения; в) включение детей в процесс обучения при создании ситуации активного взаимодействия, сотрудничества и общения с учителем; г) организация охранительного режима, использование дозированных учебных нагрузок. 24
25 2. Данные клинического и психолого-педагогического изучения детей с оособыми образовательными потребностями позволяют осуществить принцип дифференцированного и индивидуального к ним подхода. Индивидуальные занятия должны быть направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Предупреждение этих пробелов также будет способствовать овладению ими учебным материалов, полностью соответствующим объему материалов школы общего типа. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 3 25
26 3. Коррекционные занятия должны проводиться группой специалистов: дефектологом, педагогом, психологом, логопедом. Психолог проводит первичное и этапные психодиагностические исследования, на основе которых разрабатывается план коррекционно- развивающей работы с детьми. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 4 26
27 Дефектолог и психолог должны проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с использованием средств искусств. Учителю необходимо использовать специальные задания на уроках русского языка, чтения, природоведения. 4. Для успешного осуществления учебно- воспитательного процесса важно осуществление коррекционно-развивающей и оздоровительной работы. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 27
28 Спасибо за внимание! Учитель-дефектолог Александрова Елена Славянская основная школа Кохтла-Ярве
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.