Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемюлия буланова
1 «Сущность и значение государственного кредита»
2 Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Актуальность темы:
3 Задачи 1. Сущность государственного кредита. 2. Назначение государственного кредита. 3. Функции государственного кредита. 4. Формы государственного кредита. 5. Тенденции развития государственного кредита в РФ.
4 Определение государственного кредита Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.
5 Экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита.
6 Назначение государственного кредита Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально- экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
7 Функции государственного кредита. Распределительная функция с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени Регулирующая функция с ее помощью государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов Контролирующая функция с ее помощью государство контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
8 Формы государственного кредита Государственный кредит. Сберегательное дело. Принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Государственные займы являются основной формой государственного кредита Облигации Казначейские обязательства обезличенные целевыми
9 Основные тенденции развития государственного кредита в России Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.
10 Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 2009 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.
11 Должники России Страна Долг (млрд.долл.) Куба 26,0 Ирак 12,9 Монголия 11,4 Афганистан 11,1 Сирия 11,05 Вьетнам 11,0 Северная Корея 8,0 Эфиопия 5,9 Алжир 4,7 Ливия 4,6
12 Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро** Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) , ,4 Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 754,7545,9 Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 719,31 243,7 Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 116,0807,3 Коммерческая задолженность бывшего СССР***56,240,7 Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 072,32 222,4 Задолженность по внешним облигационным займам , ,6 внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,01 446,8 внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,02 531,8 внешний облигационный заем с погашением 2018 году 3 466,42 507,5 внешний облигационный заем с погашением 2028 году 2 499,91 808,4 внешний облигационный заем с погашением в 2030 году , ,1
13 Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года Продолжение Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро** Задолженность по ОВГВЗ1 774,91 283,9 в том числе: ОВГВЗ VII серии 1 750,01 265,9 Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 820,9593,8
14 *в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте ** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой *** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов
15 Основные проблемы связанные с нынешнем состоянием государственного долга являются 1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно. 2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство. 3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.
16 Специфика формирования внешнего долга Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР. Специфика формирования внешнего долга России обуславливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами - членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долл. (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно. Необходимо изменение акцента в деятельности по управлению внешним долгом России на проведение внешних государственных заимствований, строгий их мониторинг и контроль над их использованием по назначению.
17 Внутренний долг РФ Структура государственного внутреннего долга состоит из: 1. Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО); 2. Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК), и с амортизацией долга (ОФЗ-АКД).
18 Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 года по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические лица, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3,6,9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах. Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. Существуют различные вариации данных ценных бумаг. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 года в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года 458. эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждается Минфином РФ отдельно.
19 Структура и динамика государственного внутреннего долга. (в частности государственных ценных бумаг, номинированных в валюте РФ) в период с г. по г. (млрд.руб.) Виды государственных ценных бумаг По состоянию на г. Изменение госдолга С г. по г. По состоянию на г. ОФЗ-ПД1 498, , ,452 ОФЗ-АД800,084 ГСО-ППС175,000 ГСО-ФПС132,00 ОВОЗ (облигации внутренних облигационных займов РФ) 0,0+40,00040,000 ИТОГО:2 605, , ,536
20 Вывод Таким образом, можно сделать вывод, что в основе управления государственным долгом в странах мира лежат различные теории и осуществляются эти модели в различных конкретно-исторических условиях. Каждая страна устанавливает свой порядок управления долгом, но для этого необходимо иметь целевую программу по управлению долгом. В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.