Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГалина Пошехонова
1 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 1
2 1. Экономическое содержание конкуренции и монополии 2. Методы антимонопольного регулирования 3. Опыт развитых стран в антимонопольном законодательстве 4. Особенности российского антимонопольного регулирования. 5. Естественные монополии и необходимость особого регулирования их деятельности Содержание
3 Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, действующих в обществе на основе определённых имущественных и организационных форм. Отношения по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных благ Каждая система состоит из: объёктов (средство труда, предмет труда) субъектов (люди – трудовые ресурсы, государство) различных связей (отношений). Типы экономических систем Традиционная (натуральное хоз-во) Смешанная Рыночная Административно-командная Переходная Рыночная Свободная регулируемая
4 Рыночная экономика - характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная система основана на ряде условий: общественное разделение труда; частная собственность; конкуренция; самостоятельность (правомочность) субъектов рынка в заключении сделок.
5 частная собственность (разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов) ; свободное предпринимательство (экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар); ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения; (рынок осуществляет саморегулирующую функцию, цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения. конкуренция (конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом); ограниченная роль государства ( государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений - заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом ). Общие черты присущие рыночной экономике :
6 Факторы рыночного саморегулирования
7 Конкуренция (от лат.) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Основные условия возникновения конкуренции: 1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка; 2) большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары; 3) возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования; 4) реализация экономических интересов всех агентов рынка; 5)наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.
8 Регулирующая – нацеливает производство на осуществление потребительского спроса; Стимулирующая – направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли; Распределительная – рациональное размещение, связанное с эффективным размещением производства ; Инновационная – связана с необходимостью использования достижений НТП, новой техники и технологий для обеспечения роста производительности труда; Адаптационная - нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды. Основные функции конкуренции:
9 Преимущества : а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров; б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства; в) создает условия по оптимальному использованию научно- технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством; г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг Преимущества и недостатки рыночной конкуренции
10 Недостатки: а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов) ; б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды; в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт) ; г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых; е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
11 Виды конкуренции По масштабам развития: - индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем», т. е. выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); - местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории); - отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); - межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); - национальной (состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны); - международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция - свободная; регулируемую. По методам ведения: - на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен); - неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).
12 Добросовестная конкуренция повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д. Добросовестная конкуренция повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д. Недобросовестная конкуренция экономический (промышленный шпионаж); подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с деловой отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д. Недобросовестная конкуренция экономический (промышленный шпионаж); подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с деловой отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.
13 Виды недобросовестной конкуренции распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
14 Современная конкуренция является регулируемой. Успешное функционирование рыночного пространства обеспечивается благоприятной конкурентной средой. Конкурентная среда - это совокупность экономических и социальных условий, в которых производится и реализуется конкретная продукция. Она способствует эффективной деятельности конкурентоспособных предприятий в каждый конкретный момент развития рынка.
15 Совершенная конкуренция – это идеальное представление об условиях купли-продажи товаров на рынке: – никто в отдельности не может повлиять на рыночные цены, так как количество продавцов и покупателей на рынке очень велико и, как следствие, доля каждого в сделках купли-продажи чрезмерно мала; – на рынке отсутствуют входные барьеры, и он доступен каждому; – информация доступна всем в равной мере; – покупатели и продавцы ведут себя рационально. Определения понятия «конкуренция» и признаков конкурентной среды в основном характеризуют два типа рыночных ситуаций: Несовершенная конкуренция предполагает контроль над ценообразованием на рынке, уровень которого может быть различным. Монополия (переводится с греческого как «один продаю») - это крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. Цель монополий - ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли.
16 Харак-я черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Большое количество покупателей и продавцов Конкуренция между многими продавцами Конкуренция между несколькими продавцами Один продавец Тип продукта Однородный продукт не нуждающийся в рекламе Дифференциро- ванный Стандартизи- рованный Уникальный, близких заменителей нет Контроль над ценами Отсутствует контроль Небольшой Ограниченный взаимозависимость ю Полный Условия вступления в отрасль Свободный вход в отрасль и выход из неё Сравнительно легко Трудно Блокировано Типичные отрасли Сельское хозяйство Розничная торговля, швейная, обувная, аптеки, рестораны Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча Коммунальное хозяйство (водо-, газо-, электроснабжение и т.п.) Характерные черты типов конкуренции
17 Антимонопольная политика - это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурирующего рынка и недопущение его чрезмерной монополизации.
18 Основные признаки монополизма 1. Ограничение конкуренции 2. Дискриминация потребителя 3. Искусственное завышение цен 4. Снижение выпуска продукции
19 Виды злоупотреблений монопольной властью установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
20 Цели антимонопольной политики Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности Защита конкуренции Создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
21 Методы антимонопольного регулирования Административное (законодательное ) регулирование Контроль над рыночной концентрацией Методы нормативно-ориентирующего воздействия Антимонопольный контроль
22 Законодательные акты по антимонопольной политике Закон «О конкуренции» 1991 г. установлены границы монопольной власти Если хозяйствующий субъект обладает долей рынка в пределах от 65 до 100%, то его положение признается доминирующим. Если доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим. ПП РФ от г 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35% ФЗ «О защите конкуренции»от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ ФЗ 38-ФЗ «О рекламе» ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г ФЗ
23 Критерии доминирующего положения хозяйствующего субъекта доля на рынке определенного товара превышает 50%; доля на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение устанавливается антимонопольным органом по критерию доли на рынке по кол-ву конкурентов; не может быть признан доминирующим субъект, если доля на рынке менее 35%; Для финансовых организаций предельная доля рынка составляет 10-20%.
24 Опыт развитых стран в антимонопольном законодательстве С конца XIX в. в США начало формироваться антитрестовское законодательство - разветвленная и сложная сеть законов и других правовых норм, регулирующих конкуренцию между фирмами и предприятиями для достижения успешного функционирования рынка. Антимонопольный закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики. По этому закону «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами» объявляется вне закона. Федеральное правительство США по этому закону может привлекать к суду фирмы, другие предприятия в соответствии с поправками от 1974 г. с квалификацией «тяжкое преступление». В 1914 г. был принят закон Клейтона, запрещающий практически все формы дискриминации в ценовой политике, ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом, слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшают конкурентную борьбу, а также совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий. закон Робинсона - Пэтмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г.), более жестко регламентирующий практику слияния монополий.
25 Два основных типа антимонопольного законодательства: американское и западноевропейское. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным. Объектом противодействия здесь выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.
26 Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
27 ФЗ от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ «О естественных монополиях» К деятельности естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги государственной электрической и почтовой связи.
28 Согласно Федеральному Закону от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ «О естественных монополиях» регулирование естественных монополий включает в себя контроль над ценообразованием и определенными хозяйственными решениями владельцев естественных монополий. Контроль над хозяйственными решениями заключается в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установлении минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
29 Приоритетные направления деятельности ФАС Борьба с картельными соглашениями Контроль за размещением государственного заказа Борьба с контрафактом Контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы Контроль за деятельностью естественных монополий Международная деятельность Федеральная антимонопольная служба - ФАС России /
30 Контрольные вопросы 1. Каково экономическое содержание конкуренции и монополии? 2. Какими признаками характеризуется современное состояние рынков в развитых странах мира? 3. В чем состоит задача антимонопольной политики государства? 4. Каковы методы монополизации товарных рынков и способы противодействия им? 5. Что понимается под конкурентной средой? 6. Какие элементы включает политика поддержки конкуренции? 7. Назовите методы антимонопольного регулирования. 8. В чем состоят особенности российского и зарубежного антимонопольного регулирования? 9. Чем вызвана объективная необходимость существования естественных монополий? 10. Каковы основные направления регулирования естественных монополий? Доклады по рефератам Антимонопольная политика государства Опыт развитых стран в антимонопольном законодательстве Основные направления регулирования естественных монополий Федеральная антимонопольная служба - ФАС России
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.