Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеоргий Иванов
1 1 Москва 2014
2 2 АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-11 лет )
3 3 В младшем школьном возрасте продолжает развиваться и совершенствоваться центральная нервная система; совершенствуется прежде всего анализаторская и синтезирующая деятельность коры головного мозга, закрепляются реакции активного торможения что связано и с увеличением массы головного мозга (примерно в 3 раза к 7 годам), и с совершенствованием структуры коры головного мозга-к 8 годам кора головного мозга похожа по строению на кору головного мозга взрослого человека. В этом возрасте у детей вырабатываются активные тормозные процессы, достаточно легко формируются сложные условные рефлексы.
4 4 Кожа детей этого возраста гладкая, эластичная, розовая, покрыта небольшим количеством пушковых волос. Сальные и потовые железы функционируют. Основные функции кожи выражены в достаточной мере.
5 5
6 6 На протяжении всего периода, так же как и в более раннем возрасте, появляются новые ядра окостенения в некоторых костях, в частности в костях кисти, в других эти процессы заканчиваются, т.е. достаточно интенсивно происходят процессы окостенения костей скелета, замена хрящевой ткани костной. Лишь к концу этого периода, к 1112 годам, внешнее строение и гистологическая структура приближаются к характеристикам кости взрослого человека. К этому же возрасту меняется форма грудной клетки, она переходит в положение как бы максимального вдоха. Кости таза растут достаточно интенсивно до 6 лет. В младшем школьном возрасте, особенно в его начале, происходит относительная стабилизация размеров таза, сменяющаяся интенсивным его развитием у девочек в периоде полового созревания, начало которого приходится на младший школьный возраст. С 89 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц, быстро восстанавливается работоспособность мышц, что связано с хорошим развитием кровеносной сети и интенсивным обменом, способствующим вымыванию из мышц молочной кислоты, именно на возраст 79 лет приходятся наивысшие показатели восстановления работоспособности мышц. После 10 лет интенсивно происходит и совершенствование сложности, точности и координации движений, особенно мелких мышц.
7 7
8 8 Органы дыхания в этом периоде жизни получают дальнейшее развитие. Так, к 89 годам развивается пещеристая ткань носа, к 712 решетчатая пазуха носа. Отличительной особенностью в развитии дыхательной системы в этом периоде является значительное увеличение размеров бронхов, легких, увеличение количества альвеол, а также их диаметра и площади. К 12 годам количество альвеол примерно в 9 раз больше, чем у новорожденного, увеличивается и масса созревшей ткани легкого, что в конечном итоге приводит к увеличению площади соприкосновения легочной ткани с воздухом. Развиваются коллатеральные пути вентиляции, включая поры между альвеолами и бронхиолами. На этот период возрастной биографии приходится 4-я, заключительная стадия развития легких. Вследствие увеличения массы созревшей легочной ткани, увеличения площади альвеол уменьшается частота дыхательных движений до 1820 в минуту.
9 9
10 10 Из особенностей развития сердечно-сосудистой системы в этот период можно отметить относительно медленные темпы роста сердца. На период от 7 до 12 лет приходятся время наименьшей энергии его роста, но происходят окончательная дифференцировка тканей сердца, обогащение эластической и соединительной тканью, утолщение мышечных волокон. В конце младшего школьного возраста масса сердца девочек временно превышает массу сердца мальчиков, в остальные же возрастные периоды масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Необходимо отметить, что в этот период ширина сердца удваивается по сравнению с периодом новорожденное. Продолжается и развитие сосудов. Именно в этом возрасте происходит выравнивание диаметров аорты и легочной артерии, в последующем диаметр аорты превышает диаметр легочной артерии. Структура сосудов становится такой же, как у взрослых.
11 11
12 12 Органы пищеварительной системы отличаются быстрым ростом, и в первую очередь это касается желудка: его емкость к 1012 годам составляет мл, а вот кишечник растет относительно медленно. К этому же возрасту устанавливаются свойственные взрослым пропорции между отдельными частями желудка. Поджелудочная железа к возрасту 610 лет достигает массы 3036 г, что в 1,52 раза меньше массы поджелудочной железы взрослого, к 1012 годам поверхность ее становится бугристой вследствие выделения границ долек. Печень после 7 лет не выступает из-под реберной дуги, а морфологическое и гистологическое ее строение становится таким же, как у взрослых, к 8 годам.
13 13 Система кроветворения в младшем школьном возрасте приобретает черты, характерные для взрослого.
14 14
15 15 Орган зрения полностью сформирован, до 10-летнего возраста прирост преломляющих свойств глаза при переводе взора с удаленного предмета на более близкий выше, чем у взрослых. В последующих возрастных периодах объем аккомодации снижается. В этом возрасте продолжается развитие слухового восприятия, что приводит к увеличению звуковой чувствительности. Продолжают развиваться и вкусовые ощущения. Ребенок в этом возрасте способен различать не только основной вкус, но и градации концентраций и соотношения между компонентами различного вкуса.
16 16
17 17 Органы мочеобразования и мочеотделения растут относительно медленно вплоть до периода полового созревания. Однако в этом возрастном периоде интенсивно развиваются клубочки, при этом увеличивается их диаметр. Емкость мочевого пузыря во многом зависит от тонуса мышц и к возрасту 910 лет составляет около 600 мл, к годам около 1000 мл. При этом примерно со школьного возраста емкость пузыря у мальчиков больше, чем у девочек
18 18
19 19 Дети этой возрастной группы достаточно интенсивно развиваются, причем начинается четкое половое различие в физическом развитии, т.е. имеются различия между мальчиками и девочками по типу роста и созревания, по формированию специфического для каждого пола телосложения. Физическое развитие и в этом периоде характеризуется высокими темпами нарастания роста, массы тела, увеличением окружности головы и грудной клетки. Темпы роста в разные возрастные периоды различны. На младший школьный возраст приходится первое ускорение роста у девочек (после 6 лет; для мальчиков первое ускорение роста приходится на дошкольный период), а также второй период ускоренного роста, который наблюдается у девочек с 8.5 лет с максимумом в возрасте 1112 лет. У мальчиков в младшем школьном возрасте сначала наблюдается стабилизация роста, а затем до конца периода умеренное равномерное вытяжение примерно до 13 лет. При этом рост у детей в этот возрастной период идет преимущественно за счет нижних конечностей (у мальчиков в 1011 лет, у девочек в 8.5 лет), а с 1112 лет наступает пик роста для туловища. За время препубертатного ростового скачка абсолютный прирост длины тела у мальчиков составляет 4748 см, у девочек 3638 см.
20 20 В этом же возрастном периоде происходит нарастание массы тела вследствие увеличения мышечной массы и развития костей скелета. Темпы нарастания массы тела также не являются строго равномерными в разные возрастные периоды: одним из этапов возрастной биографии, когда наблюдается энергичное нарастание массы тела, является период младшего школьного возраста, особенно это характерно для девочек. В возрасте 912 лет ежегодные прибавки массы у них достигают 2,5 4,5 кг, до этого возраста масса мальчиков несколько превышает массу девочек, с наступлением периода полового созревания девочки по этому показателю опережают мальчиков. Отрицательное влияние на физическое развитие могут оказать различные заболевания ребенка, которые являются характерными для этого периода: инфекционные, желудочно-кишечные, аллергические. На физическом развитии младших школьников сказываются также занятия в школе, ограничивающие движения детей, сказывающиеся на осанке, на зрении ребенка.
21 21
22 22 В младшем школьном возрасте возрастает функциональная активность ряда эндокринных желез, в частности щитовидной железы и гипофиза, а также надпочечников и половых желез, что обусловливает ускорение развития половых признаков. В младшем школьном возрасте это касается в большей степени девочек, хотя и у мальчиков к концу периода отмечаются процессы активизации половых желез, вызывающие появление признаков полового созревания. Последовательность появления признаков полового созревания у девочек более или менее постоянна и мало связана с конкретными сроками его начала. Эта последовательность может быть представлена следующим образом: 810 лет рост костей таза, округление ягодиц, незначительное при поднятие сосков молочных желез, усиление пигментации околососковых кружков; 1011 лет куполообразное при поднятие молочной железы (стадия бутона ), появление волос на лобке; 1112 лет увеличение наружных половых органов, изменение эпителия влагалища. На этом заканчивается первая фаза полового созревания девочек в младшем школьном возрасте.
23 23 Период полового созревания для мужского организма начинается с 1011 лет, т.е. в конце младшего школьного возраста. В его начале отмечается увеличение активности фолликулостимулирующего гормона, повышающего чувствительность ткани гонад к действию лютеинизирующего гормона, тем самым увеличивая секрецию половых стероидов. Одновременно наблюдается повышение чувствительности гипофиза к стимулирующему воздействию гонадотропин-рили-синг-гормона гипоталамуса, приводящее к повышению секреции гонадотропных и и половых гормонов в ответ на гонадотропную стимуляцию. Первым признаком начала полового созревания у мальчиков является заметное увеличение яичек, наступающее в 1011 лет. Одновременно увеличиваются складчатость мошонки и ее объем, усиливается пигментация мошонки и полового члена. Яички опускаются на дно мошонки, начинается рост полового члена. В лет происходит увеличение простаты, а также рост гортани.
24 24 Можно выделить три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний низкий.
25 25 При высоком уровне адаптации у ребенка отмечается положительное отношение к школе, предъявляемые требования воспринимаются им адекватно. Первоклассник с высоким уровнем адаптации легко и полно усваивает учебный материал, может решать усложненные задачи, при этом он прилежен, внимателен при объяснении материала учителем, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе.
26 26 При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; учебный материал понимает при его подробном и наглядном изложении, но основное содержание учебных программ усваивает, самостоятельно решая типовые задачи. Первоклассник со средним уровнем адаптации сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений,указаний взрослого, но под его контролем. Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным и занимательным. Общественные поручения выполняет достаточно добросовестно, но без инициативы, дружит со многими одноклассниками.
27 27 Низкий уровень адаптации ребенка характеризуется его отрицательным или безразличным отношением к школе, при этом нередки жалобы на плохое самочувствие, отмечаются подавленность, плохое настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Материал, объясняемый в школе, усваивается таким ребенком фрагментарно, самостоятельная работа с учебником вызывает затруднения, при выполнении самостоятельных видов работ ребенок с низким уровнем адаптации не проявляет заинтересованности, к урокам готовится нерегулярно, при этом необходимы постоянный контроль, систематические напоминания со стороны его окружения. У такого ребенка наблюдаются низкая работоспособность, ослабление внимания, которые восстанавливаются при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового материала и решения задач по образцу ему требуется значительная помощь учителя и родителей.
28 28
29 29 К проблемам адаптации к школе можно отнести и изменение режима питания, особенно у детей, занимающихся в первую смену. Около 8 % школьников не завтракают дома перед занятиями в школе, это особенно свойственно девочкам. В настоящее время обеспечение основными пищевыми продуктами часто является дефицитным как по качественному составу основных продуктов, так и по энергетической ценности, что может приводить к замедлению физического развития, ослаблению адаптационных возможностей. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования и Центра образования и здоровья Министерства образования РФ, 20 % школьников страдают от неполноценного питания, причем 2,5 % из них питаются один раз в день, 0,3 % голодают. Очень важным принципом организации питания детей младшего школьного возраста является качественный состав пищи, получаемой ребенком этого возраста, хотя набор продуктов и основные блюда очень близки к рациону более старших возрастных групп. Дети должны получать достаточное количество белков (до 80 г, из которых около 50 г белки животного происхождения), жиров (80 г), углеводов г.
30 30 Физические упражнения используются как дома в виде утренней гимнастики, так и во время проведения уроков физкультуры в школе. В начальной школе широко используются различные виды построений, гимнастические упражнения, способствующие общему развитию, выработке правильной осанки, а также бег, лазание, прыжки, подвижные игры. К концу младшего школьного возраста физические упражнения становятся более разнообразными и включают гимнастические упражнения, направленные на развитие чувства равновесия, а также различного рода висы, упоры, кувырки, отдельные элементы акробатики.
31 31 Важным элементом режима дня является сон. Нормальный сон, как известно, очень важен для восстановления сил и работоспособности. В начале младшего школьного возраста продолжительность сна должна составлять не менее 10 10,5 ч, допустим переход на одноразовый сон только в ночное время. К концу периода младшего школьного возраста продолжительность ночного сна должна составлять 910 ч. При уменьшении продолжительности ночного сна до 7,58 ч уровень работоспособности детей падает на 30 %. СОН
32 32
33 33 Работа сестринского персонала с детьми младшего школьного возраста складывается из различных направлений и во многом определяется должностью медицинской сестры (участковая медицинская сестра, школьная медицинская сестра, медицинская сестра врача общей практики). Так, медицинская сестра врача общей практики (семейная) может охватить значительно более широкий круг проблем, связанных с ростом и развитием ребенка, чем, например, школьная медицинская сестра, которая в свою очередь способна взять на себя решение многих вопросов, возникающих во время пребывания ребенка в школе. В частности, она может напомнить педагогам о правильном размещении учеников в классе и проконтролировать, где сидят дети с нарушениями зрения.
34 34
35 35
36 36
37 37 Основными проблемами в состоянии здоровья являются нарушения осанки и зрения, возникновение функциональных нарушений нервной системы (неврозы, невропатии). В силу плохой разобщенности и перегруженности помещений возникают вспышки респираторных инфекций, гриппа, детских инфекций - паротит, краснуха, скарлатина. Часто обнаруживают очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит). Наиболее распространенная патология в этом возрасте заболевания пищеварительной системы (гастриты, гастродуодениты, дискинезии желчного пузыря и кишечника). Травматизм (выходит на 1 место, % составляют травмы черепа).
38 38
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.