Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталья Пескова
1 ФИЛОЛОГИЯ КАК НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Д.С. Лихачев 900igr.net
2 НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (по М.С. Кагану): 1. Науки о природе – естествознание (или естественные науки). 2. Науки об обществе – обществознание (или социальные науки). 3. Науки о человеке – человекознание (или гуманитарные науки). 4. Науки о культуре – культурология. 5. Науки, обращенные к познанию общих свойств бытия: сущностной-качественных, изучаемых философией, и количественно- структурных, изучаемых математикой.
3 ФИЛОЛОГИЯ: В ПОИСКАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Филология – это искусство читать, а филолог – это «лучший из читателей: лучший комментатор и критик», «мастер чтения». (Г.О. Винокур) Филология – это наука «быть при тексте», это «служба понимания», которая помогает выполнению одной из главных человеческих задач – «понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собственных эмоций». (С.С.Аверинцев)
4 Ложные пути в понимании филологии (по С.С. Аверинцеву) Соблазн субъективизма или методическое панибратство. Непредвзятость – совесть филологии. Соблазн представления филологии точной наукой. Филология есть строгая наука.
5 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Существование в виде текстов. Имеет диалоговую (творение «на границе двух сознаний» - по М. Бахтину) и смыслополагающую («выразительное и говорящее бытие» - М. Бахтин) природу. Это «мышление в категориях ценности», а не пользы (Л.А. Микешина). Субъективность в познании, единственно доступная форма которого – понимание и интерпретация (С.С. Аверинцев, М.С. Каган). Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и смыслов в предмет гуманитарных наук.
6 ОСОБЕННОСТИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В любой дисциплине нет ничего более существенного, чем присущий ей способ мышления. Дж. Брунер Профессиональное «недоверие» и беспристрастность: «филология начинается с недоверия к слову» (М.Гаспаров). Внимательность к языковой форме (умение видеть сигналы в тексте). Умение понимать (базовое). Диалогичность мышления.
7 РЕКОНСТРУКЦИЯ НАЗВАНИЯ Zapominanie Zapominani Zapominan Zapomina Zapomin Zapomi Zapom Zapo Zap Za Z
8 Акад. В.А. Плунгян о корпусной лингвистике и методике Преподавание русского языка устроено консервативно. Само обучение русскому языку – это обучение правильно писать. Обучения науке о языке в школе не происходит. Необходимо поменять примеры в школьных учебниках. Для овладения языком нужны три вещи: словарь, грамматика и корпус текстов данного языка. Корпус – это собрание текстов в электронном виде, сопровожденное разметкой, независимо от его объема.
9 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ «Новый поворот … что он нам несет?..» Андрей Макаревич Философская антропология Педагогическая антропология Методическая антропология
10 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 1. Гуманитарные науки призваны «схватывать» человека в его трехсторонней целостности: био-социо-культурной. Этому отвечают науки естественные, общественные и культурологические. 2. Антропологизация знания в целом есть то же самое, что его гуманитаризация. Сегодня нужна антропологизация знания не только научного, но и учебного.
11 ДЕЛЕНИЕ НАУК ПРЕДМЕТНАУКИПРАКТИКА Природа ЕстественныеТехника (как преобразование природы) Общество СоциальныеПолитика (как преобразование общества) Культура ГуманитарныеКультуроника (как «практическая надстройка» над науками о культуре)
12 ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Разрыв порочной ассоциативной цепочки – гуманитарные науки и прошлое (интерпретация и реинтерпретация текстов прошлого). Гуманитарные науки должны научиться работать с будущим. Необходимо сосредоточиться на развитии практического потенциала гуманистки, т.е. на создании трансформативной гуманистки, которая, в отличие от чисто исследовательского подхода, будет строить свои технологии: философские, лингвистические, литературоведческие и т.д.
13 ТИПЫ РЕАКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ НА СИТУАЦИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА Углубление своей специализации как традиционный ответ на информационный вызов. Исследование феноменов, которые еще не попали в поле зрения научного сообщества, или тех, литература по которым легко обозрима. Легитимация отказа от фронтального анализа предметного содержания литературы по теме исследования. Переключение с теоретической деятельности на практику. Отказ от критерия новизны как мерила качества выполненной работы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.