Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалентин Пронько
2 Тема занятий Современная военная доктрина Российской Федерации Время – 2 учебных часа Пронько Валентин Адамович Современная военная доктрина Российской Федерации Время – 2 учебных часа Пронько Валентин Адамович
3 Государственный флаг и герб Российской Федерации
4 Учебные вопросы занятия Общие положения новой военной доктрины России Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации Военная политика Российской Федерации Развитие военной организации. Основные задачи развития военной организации Общие положения новой военной доктрины России Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации Военная политика Российской Федерации Развитие военной организации. Основные задачи развития военной организации
5 Утверждение нового варианта военной доктрины России В 20-х числах декабря 2014 года президент России Владимир Путин утвердил новый вариант военной доктрины страны. Дата официальной публикации: 30 декабря 2014 г. О новой доктрине начали активно писать еще летом 2013 года. В прессе было немало спекуляций на тему того, какие направления будут признаны главными оборонными приоритетами, будут ли какие- то кардинальные изменения, или новая доктрина окажется чуть подретушированным вариантом прежнего документа, утвержденного в 2010 году Дмитрием Медведевым. Действительно, 2014 год резко изменил многие привычные международные процессы, и в этом свете даже многим экспертам не было ясно, что собой будет представлять новый военный курс РФ. К концу года многие позиции будущего документа начали принимать отчетливые очертания, окончательно же все вопросы сняла непосредственная публикация утвержденного варианта новой военной доктрины. В 20-х числах декабря 2014 года президент России Владимир Путин утвердил новый вариант военной доктрины страны. Дата официальной публикации: 30 декабря 2014 г. О новой доктрине начали активно писать еще летом 2013 года. В прессе было немало спекуляций на тему того, какие направления будут признаны главными оборонными приоритетами, будут ли какие- то кардинальные изменения, или новая доктрина окажется чуть подретушированным вариантом прежнего документа, утвержденного в 2010 году Дмитрием Медведевым. Действительно, 2014 год резко изменил многие привычные международные процессы, и в этом свете даже многим экспертам не было ясно, что собой будет представлять новый военный курс РФ. К концу года многие позиции будущего документа начали принимать отчетливые очертания, окончательно же все вопросы сняла непосредственная публикация утвержденного варианта новой военной доктрины.
6 1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. 2. В Военной доктрине на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересам ее союзников сформулированы основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства. 3. Правовую основу Военной доктрины составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 3. Правовую основу Военной доктрины составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Общие положения Военной доктрины Российской Федерации (1)
7 4. В Военной доктрине учтены основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и других документов стратегического планирования. 5. В Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера. 6. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования). Общие положения Военной доктрины Российской Федерации (2)
8 Условия реализации Военной доктрины ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ централизации государственного управления в области обороны и безопасности ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ централизации государственного управления в области обороны и безопасности ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
9 Основные понятия, используемые в Военной доктрине (1) а) ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - военная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять; б) ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы; в) ВОЕННАЯ УГРОЗА - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию); г) ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты); д) ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт); е) ЛОКАЛЬНАЯ ВОЙНА - война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие); ж) РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЙНА - война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели; з) КРУПНОМАСШТАБНАЯ ВОЙНА - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;
10 Основные понятия, используемые в Военной доктрине (2) и) ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников; к) ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА (далее - военная организация) - совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований (далее - Вооруженные Силы, другие войска и органы), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации; л) ВОЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов, их применения и всестороннего обеспечения; м) МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - способность Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов; н) СИСТЕМА НЕЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ - комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами. и) ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников; к) ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА (далее - военная организация) - совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований (далее - Вооруженные Силы, другие войска и органы), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации; л) ВОЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов, их применения и всестороннего обеспечения; м) МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - способность Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов; н) СИСТЕМА НЕЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ - комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами.
11 Мировое развитие на современном этапе характеризуется: - усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, - соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, - неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств. Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются. Особенности мирового развития
12 1. Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока; 2. Дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности; 3. Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию; 4. Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; 5. Территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; 6. Распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий; 7. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений; 8. Применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права; 9. Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками; 1. Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока; 2. Дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности; 3. Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию; 4. Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; 5. Территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; 6. Распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий; 7. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений; 8. Применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права; 9. Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками; Основные внешние военные опасности (1)
13 10. Растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков; 11. Наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира; 12. Использование информационных и коммуникационных технологий в военно- политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности; 13. Установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации; 15. Подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации. Основные внешние военные опасности (2)
14 Основные внутренние военные опасности 1. Деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; 2. Деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; 3. Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; 4. Провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды. 1. Деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; 2. Деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; 3. Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; 4. Провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
15 Основные военные угрозы 1. Резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы; 2. Воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов; 3. Создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников; 4. Демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками; 5. Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
16 Характерные черты и особенности современных военных конфликтов 1. Комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций; 2. Массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники; 3. Воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море; 4. Избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил); 5. Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий; 6. Усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием; 7. Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий; 8. Участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний; 9. Применение непрямых и асимметричных способов действий; 10. Использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений. 1. Комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций; 2. Массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники; 3. Воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море; 4. Избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил); 5. Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий; 6. Усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием; 7. Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий; 8. Участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний; 9. Применение непрямых и асимметричных способов действий; 10. Использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений.
17 Роль ядерного оружия России
19 Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.
20 Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов 1. Оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий; 2. Нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами; 3. Поддержание глобальной и региональной стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне; 4. Поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в заданной степени готовности к боевому применению; 5. Поддержание мобилизационной готовности экономики Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в установленных им сферах деятельности на уровне, необходимом для обеспечения решения задач в военное время; 6. Объединение усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе; 7. Расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, расширение взаимодействия с государствами - участниками БРИКС (Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика); 8. Укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности, поддержание равноправного диалога в сфере европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО, содействие построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности, основанной на коллективных внеблоковых началах; 1. Оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий; 2. Нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами; 3. Поддержание глобальной и региональной стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне; 4. Поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в заданной степени готовности к боевому применению; 5. Поддержание мобилизационной готовности экономики Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в установленных им сферах деятельности на уровне, необходимом для обеспечения решения задач в военное время; 6. Объединение усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе; 7. Расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, расширение взаимодействия с государствами - участниками БРИКС (Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика); 8. Укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности, поддержание равноправного диалога в сфере европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО, содействие построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности, основанной на коллективных внеблоковых началах;
21 Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов 9. Соблюдение международных договоров Российской Федерации в области сокращения и ограничения ракетно- ядерных вооружений; 10. Заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия; 11. Формирование механизмов взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества в противодействии вероятным ракетным угрозам, включая при необходимости создание совместных систем противоракетной обороны с равноправным российским участием; 12. Противодействие попыткам отдельных государств (групп государств) добиться военного превосходства путем развертывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве, развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия; 13. Заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия; 15. Согласование в рамках ООН элементов нормативного регулирования безопасного осуществления космической деятельности, включая безопасность операций в космическом пространстве в их общетехническом понимании; 16. Укрепление потенциала Российской Федерации в области мониторинга объектов и событий в околоземном пространстве, включая механизм международного взаимодействия в указанной области; 17. Участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями; 18. Разработка и принятие международного механизма контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического), токсинного оружия и об их уничтожении; 19. Участие в борьбе с международным терроризмом; 20. Создание условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.
22 Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в период непосредственной угрозы агрессии
23 Основные задачи Вооруженных Сил России Основными задачами Вооруженных Сил, других войск и органов в военное время являются: 1. Отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников. 2. Нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников. Основными задачами Вооруженных Сил, других войск и органов в военное время являются: 1. Отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников. 2. Нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.
24 Развитие военной организации Основные задачи развития военной организации 1. Приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на эти цели достаточного количества финансовых, материальных и иных ресурсов. Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются в документах планирования долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; 2. Повышение эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления, обеспечение информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами при решении задач в области обороны и безопасности; 3. Совершенствование системы воздушно-космической обороны Российской Федерации; 4. Совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации на основе рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов; 5. Совершенствование военного планирования; 6. Совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны Российской Федерации; 7. Совершенствование системы создания запаса мобилизационных ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной техники, а также материально-технических средств;
25 Развитие военной организации Основные задачи развития военной организации 8. Создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах, других войсках и органах, а также учреждений военного образования и подготовки кадров; 9. Совершенствование системы информационной безопасности Вооруженных Сил, других войск и органов; 10. Повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации; 11. Обеспечение военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; 12. Развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки мобилизационных людских резервов и мобилизационных людских ресурсов; 14. Совершенствование системы радиационной, химической и биологической защиты войск (сил) и населения. 8. Создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах, других войсках и органах, а также учреждений военного образования и подготовки кадров; 9. Совершенствование системы информационной безопасности Вооруженных Сил, других войск и органов; 10. Повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации; 11. Обеспечение военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; 12. Развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки мобилизационных людских резервов и мобилизационных людских ресурсов; 14. Совершенствование системы радиационной, химической и биологической защиты войск (сил) и населения.
26 Основные приоритеты развития военной организации 1. Совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности ее функционирования; 2. Обеспечение необходимой степени укомплектованности, оснащенности и обеспеченности соединений, воинских частей и формирований постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки; 3. Повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала.
27 Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность Российской Федерации Мобилизационная готовность Российской Федерации обеспечивается подготовкой к выполнению в установленные сроки мобилизационных планов. Заданный уровень мобилизационной готовности Российской Федерации зависит от прогнозируемой военной угрозы, характера военного конфликта и достигается за счет проведения в необходимом объеме мероприятий по мобилизационной подготовке, а также за счет оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов современным вооружением, поддержания военно- технического потенциала на достаточном уровне. Основной целью мобилизационной подготовки является подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовка Вооруженных Сил, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Мобилизационная готовность Российской Федерации обеспечивается подготовкой к выполнению в установленные сроки мобилизационных планов. Заданный уровень мобилизационной готовности Российской Федерации зависит от прогнозируемой военной угрозы, характера военного конфликта и достигается за счет проведения в необходимом объеме мероприятий по мобилизационной подготовке, а также за счет оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов современным вооружением, поддержания военно- технического потенциала на достаточном уровне. Основной целью мобилизационной подготовки является подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовка Вооруженных Сил, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
28 Основные задачи мобилизационной подготовки 1. Обеспечение устойчивого государственного управления в военное время; 2. Создание нормативно-правовой базы, регулирующей применение экономических и иных мер в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время, включая особенности функционирования в эти периоды финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения; 3. Обеспечение потребности Вооруженных Сил, других войск и органов, других потребностей государства и нужд населения в военное время; 4. Создание специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы или использования в интересах экономики Российской Федерации; 5. Поддержание промышленного потенциала Российской Федерации на уровне, достаточном для удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время; 6. Обеспечение дополнительными людскими и материально-техническими ресурсами Вооруженных Сил, других войск и органов, отраслей экономики для решения задач в условиях военного времени; 7. Организация восстановительных работ на объектах, поврежденных или разрушенных вследствие военных действий, включая восстановление производственных мощностей, предназначенных для выпуска вооружения, военной и специальной техники, а также прикрытия на транспортных коммуникациях; 8. Организация снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами в условиях ограниченных ресурсов в военное время.
29 Строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и органов Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов – приведение их структуры, состава, численности и оснащенности современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с: прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально- экономическими, демографическими и военно- техническими условиями и возможностями Российской Федерации.
30 Строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и органов В строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости: 1. Совершенствования состава и структуры Вооруженных Сил, других войск и органов, оптимизации штатной численности военнослужащих; 2. Обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов; 3. Повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки; 4. Совершенствования взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, другими войсками и органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекаемыми к организации обороны; 5. Обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения; 6. Интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов; 7. Совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки; 8. Подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы. В строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости: 1. Совершенствования состава и структуры Вооруженных Сил, других войск и органов, оптимизации штатной численности военнослужащих; 2. Обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов; 3. Повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки; 4. Совершенствования взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, другими войсками и органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекаемыми к организации обороны; 5. Обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения; 6. Интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов; 7. Совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки; 8. Подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.
31 Пути выполнения основных задач строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов 1. Формирования и последовательной реализации военной политики; 2. Эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил, других войск и органов; 3. Повышения эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса; 4. Обеспечения надежного функционирования системы управления Вооруженными Силами, другими войсками и органами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время; 5. Поддержания способности экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил, других войск и органов; 6. Поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов; 7. Развития сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время; 8. Формирования территориальных войск для охраны и обороны военных, государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей; 9. Совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил, других войск и органов, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством; 10. Создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры; 1. Формирования и последовательной реализации военной политики; 2. Эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил, других войск и органов; 3. Повышения эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса; 4. Обеспечения надежного функционирования системы управления Вооруженными Силами, другими войсками и органами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время; 5. Поддержания способности экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил, других войск и органов; 6. Поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов; 7. Развития сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время; 8. Формирования территориальных войск для охраны и обороны военных, государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей; 9. Совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил, других войск и органов, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством; 10. Создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;
32 Пути выполнения основных задач строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов 11. Заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов; 12. Эффективного обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил, других войск и органов; 13. Совершенствования структуры военных образовательных организаций высшего образования, федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программам военной подготовки, а также оснащения их современной учебной материально-технической базой; 14. Повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и органов; 15. Реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни; 16. Совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск и органов, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; 17. Укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений; 18. Совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан; 19. Обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны. 11. Заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов; 12. Эффективного обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил, других войск и органов; 13. Совершенствования структуры военных образовательных организаций высшего образования, федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программам военной подготовки, а также оснащения их современной учебной материально-технической базой; 14. Повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и органов; 15. Реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни; 16. Совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск и органов, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; 17. Укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений; 18. Совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан; 19. Обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.
33 Военно-экономическое обеспечение обороны ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ ЯВЛЯЕТСЯ создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно- экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. ЗАДАЧИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ: а) оснащение Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой на основе развития военно-научного потенциала страны, концентрации ее финансовых и материально-технических ресурсов, повышения эффективности их использования с целью достижения уровня, достаточного для решения возложенных на военную организацию задач; б) своевременное и полное обеспечение Вооруженных Сил, других войск и органов материальными средствами, необходимыми для реализации мероприятий планов (программ) их строительства и применения, оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки войск (сил); в) развитие оборонно-промышленного комплекса путем координации военно- экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны, интеграции в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; г) совершенствование военно-политического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в интересах укрепления мер доверия и снижения глобальной и региональной военной напряженности в мире.
34 Оснащение Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ОСНАЩЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ДРУГИХ ВОЙСК И ОРГАНОВ ВООРУЖЕНИЕМ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ ЯВЛЯЕТСЯ создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в состоянии, соответствующем задачам и предназначению Вооруженных Сил, других войск и органов, формам и способам их применения, экономическим и мобилизационным возможностям Российской Федерации. ЗАДАЧИ ОСНАЩЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ДРУГИХ ВОЙСК И ОРГАНОВ ВООРУЖЕНИЕМ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ: а) комплексное оснащение (переоснащение) современными системами и образцами вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил, других войск и органов, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение; б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов; в) развитие сил и средств информационного противоборства; г) качественное совершенствование средств информационного обмена на основе использования современных технологий и международных стандартов, а также единого информационного пространства Вооруженных Сил, других войск и органов как части информационного пространства Российской Федерации; д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил, других войск и органов; е) создание новых образцов высокоточного оружия и средств борьбы с ним, средств воздушно- космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, систем индивидуальной защиты военнослужащих; ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического масштаба. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в государственной программе вооружения и других государственных программах (планах).
35 Обеспечение Вооруженных Сил, других войск и органов материальными средствами Обеспечение Вооруженных Сил, других войск и органов материальными средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках интегрированных и скоординированных систем технического и тылового обеспечения. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ДРУГИХ ВОЙСК И ОРГАНОВ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ В МИРНОЕ ВРЕМЯ – накопление, эшелонированное размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих стратегическое развертывание Вооруженных Сил и ведение военных действий (исходя из сроков перевода экономики, отдельных ее отраслей и организаций промышленности на работу в условиях военного времени) с учетом физико-географических условий стратегических направлений и возможностей транспортной системы. Основная задача обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов материальными средствами в период непосредственной угрозы агрессии - дообеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам военного времени. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов материальными средствами в военное время: 1. Подача запасов материальных средств с учетом предназначения группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой продолжительности ведения военных действий; 2. Восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и материальных средств в ходе ведения военных действий с учетом возможностей организаций промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.
36 Развитие оборонно-промышленного комплекса ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЯВЛЯЕТСЯ обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил, других войск и органов в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг. К ЗАДАЧАМ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОТНОСЯТСЯ: 1. Совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе создания и развития крупных научно-производственных структур; 2. Совершенствование системы межгосударственной кооперации в области разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники; 3. Обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области производства стратегических и других образцов вооружения, военной и специальной техники в соответствии с государственной программой вооружения; 4. Совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и элементной базой; 5. Формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники; 6. Сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса; 7. Активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;
37 Развитие оборонно-промышленного комплекса К ЗАДАЧАМ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОТНОСЯТСЯ: 8. Создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также позволяющих обеспечить технологические прорывы или опережающий научно-технологический задел в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями; 9. Совершенствование системы программно-целевого планирования развития оборонно- промышленного комплекса в целях повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-промышленного комплекса; 10. Разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники; 11. Совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд; 12. Реализация предусмотренных федеральным законодательством мер экономического стимулирования организаций - исполнителей государственного оборонного заказа; 13. Совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие; 14. Совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса; 15. Обеспечение производственно-технологической готовности организаций оборонно- промышленного комплекса к разработке и производству приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники в заданных объемах и требуемого качества. К ЗАДАЧАМ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОТНОСЯТСЯ: 8. Создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также позволяющих обеспечить технологические прорывы или опережающий научно-технологический задел в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями; 9. Совершенствование системы программно-целевого планирования развития оборонно- промышленного комплекса в целях повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-промышленного комплекса; 10. Разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники; 11. Совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд; 12. Реализация предусмотренных федеральным законодательством мер экономического стимулирования организаций - исполнителей государственного оборонного заказа; 13. Совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие; 14. Совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса; 15. Обеспечение производственно-технологической готовности организаций оборонно- промышленного комплекса к разработке и производству приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники в заданных объемах и требуемого качества.
38 Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами Российская Федерация осуществляет военно-политическое и военно-техническое СОТРУДНИЧЕСТВО с иностранными государствами, международными, в том числе региональными, организациями на основе внешнеполитической, экономической целесообразности и в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.
39 Задачи военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами 1. Укрепление международной безопасности и стратегической стабильности на глобальном и региональном уровнях на основе верховенства международного права, прежде всего положений Устава ООН; 2. Формирование и развитие союзнических отношений с государствами - членами ОДКБ и государствами - участниками СНГ, с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, дружественных и партнерских отношений с другими государствами; 3. Развитие переговорного процесса по созданию региональных систем безопасности с участием Российской Федерации; 4. Развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях; 5. Сохранение равноправных отношений с заинтересованными государствами и международными организациями для противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки; 6. Развитие диалога с заинтересованными государствами о национальных подходах к противодействию военным опасностям и военным угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях; 7. Выполнение международных обязательств Российской Федерации.
40 Основные приоритеты военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами а) С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛОРУССИЯ: координация деятельности в области развития национальных вооруженных сил и использования военной инфраструктуры; выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности Союзного государства в соответствии с Военной доктриной Союзного государства; б) С РЕСПУБЛИКОЙ АБХАЗИЯ И РЕСПУБЛИКОЙ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: взаимодействие в целях обеспечения совместной обороны и безопасности; в) С ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ ОДКБ: консолидация усилий в совершенствовании сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны; г) С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ: обеспечение региональной и международной безопасности, осуществление миротворческой деятельности; д) С ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ ШОС: координация усилий в интересах противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном пространстве, а также создание необходимой нормативно- правовой базы; е) с ООН, другими международными, в том числе региональными, организациями - вовлечение представителей Вооруженных Сил, других войск и органов в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию (восстановлению) мира, а также участие в разработке, согласовании и реализации международных соглашений в области контроля над вооружениями и укрепления международной безопасности, расширение участия подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и органов в операциях по поддержанию (восстановлению) мира.
41 Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением: Характера военных опасностей и военных угроз Условий развития Российской Федерации Условия уточнения Военной доктрины
42 Занятие окончено
43 Особенности новой военной доктрины России Военная доктрина России состоит из 58 общих пунктов (в редакции 2010 года был 51 пункт), многие из которых, в свою очередь, включают ряд подпунктов. При прочтении документ обнаруживает ряд изменений относительно предыдущей редакции. Важно отметить, что в XXI веке российская военная доктрина помимо 2010 года пересматривалась лишь однажды в теперь уже далеком 2000 году. Документ образца 2014 года принял к реализации многое из того, что напрашивалось еще тогда, в начале тысячелетия. Итак, обо всем по порядку.
44 Направления военной доктрины 1. Непосредственно военное 2. Внутриполитическое 3. Внешнеполитическое. В новой военной доктрине можно условно выделить три направления: Главное изменение во внешнеполитическом направлении возврат к таким понятиям как «модели развития», то есть к практике идеологического противостояния. В доктрине 2000 года эти формулировки были размыты, напротив, утверждалось, что современный мир отходит от практики идеологических конфронтаций.
45 Геополитические противники России В нынешнем документе вопросы глобального противостояния сил снова являются актуальными, иными словами, снова есть «мы» и «они», причем эти самые «они» не что-то абстрактное, а вполне реальный геополитический противник. Это становится ясно из пассажей о том, что НАТО увеличивает свое военное присутствие в мире и «наращивает силовой потенциал». Вместо осторожных формулировок об усилении присутствия Североатлантического альянса в Европе, которые имели место в доктрине 2010 года, «фронт» текущего геополитического противостояния обозначен конкретно.
46 Внешнеполитические противники России НАТО основной внешнеполитический противник России. Это прямо подтверждают следующие формулировки из раздела 12, «Основные военные опасности»: «Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока… Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию».
47 Военная доктрина о Крыме и Севастополе Помимо этого, в данном разделе присутствует достаточно актуальный в текущих условиях подпункт «д», который гласит: «территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела». Необходимость наличия этого пункта обусловлена, в первую очередь, включением в ушедшем году в состав РФ новых территорий Крыма и Севастополя. Иными словами, в соответствии с данным пунктом, любые попытки пересмотреть вопрос вхождения этих территорий в состав РФ и претензии на эти территории со стороны тех или иных государств будут считаться актами агрессии.
48 Есть в документе и пункт, касающийся недопустимости установления в сопредельных России странах враждебных режимов. При этом, тут формулировка довольно двусмысленна, и не исключает, по сути, даже возможностей прямого участия Российской стороны в разрешении ситуаций, способных, де-факто, нанести вред ее внешнеполитическим интересам. Речь идет, в том числе, и о режимах, установленных путем военного переворота. Какие конкретно события подразумеваются под этим пунктом ясно.
49 Роль медиа-ресурсов в современных войнах Большое внимание в ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ уделено медиа и их роли в современных войнах. Согласно новой доктрине, именно медиа являются едва ли не важнейшим оружием войны сегодня. И это легко находит подтверждение, причем даже не обязательно в связи с украинским конфликтом. Медиа-ресурсы делают благоприятное реноме сирийской оппозиции, превращая ее из толпы маргиналов-исламистов в гордых борцов за свободу и высшие гуманистические ценности. Большое внимание в ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ уделено медиа и их роли в современных войнах. Согласно новой доктрине, именно медиа являются едва ли не важнейшим оружием войны сегодня. И это легко находит подтверждение, причем даже не обязательно в связи с украинским конфликтом. Медиа-ресурсы делают благоприятное реноме сирийской оппозиции, превращая ее из толпы маргиналов-исламистов в гордых борцов за свободу и высшие гуманистические ценности.
50 СМИ - невидимое оружие внешней экспансии потенциального противника В связи с усилением роли медиа, в ДОКТРИНЕ отдельно оговаривается и возможность посредством их влиять на внутриполитическую ситуацию в России, вести пропаганду и провоцировать определенные группы людей на противозаконные действия. СМИ могут стать невидимым оружием внешней экспансии потенциального противника, и в этой связи нужно уделять информационному полю особое внимание. Об этом говорится в подпункте «В» раздела 13: «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества». В доктрине 2000 года, ни в ее редакции 2010 года нет подобных пунктов. Нет там и такого повышенного внимания к внутриполитической ситуации вообще. Документы 2000 и 2010 года не предполагают информационное воздействие на население настолько значительной угрозой, как это воспринимается документом 2014 года.
51 Военный конфликт и его трактовка Современный военный конфликт, согласно новой доктрине, является «комплексным применением военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций». Иными словами, современная война это не только противостояние непосредственно вооруженных сил. Это комплексное противостояние, не обязательно включающее в себя прямой вооруженный конфликт. Война вполне может вестись на экономическом и информационном полях, и эта позиция обосновывается текущим положением вещей. Современный военный конфликт, согласно новой доктрине, является «комплексным применением военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций». Иными словами, современная война это не только противостояние непосредственно вооруженных сил. Это комплексное противостояние, не обязательно включающее в себя прямой вооруженный конфликт. Война вполне может вестись на экономическом и информационном полях, и эта позиция обосновывается текущим положением вещей.
52 Основные внутренние военные опасности В новой редакции ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ появился раздел, аналогичного которому не было в предыдущих версиях это раздел 13, названный «Основные внутренние военные опасности». Несмотря на то, что сравнительно небольшой, уже сам факт его появления говорит о том, что нынешние власти РФ видят угрозу для страны не столько в виде внешней агрессии, сколько в возможности развязать конфликт внутри страны. Это прямо декларируется в подпункте «А»: «деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации». В новой редакции ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ появился раздел, аналогичного которому не было в предыдущих версиях это раздел 13, названный «Основные внутренние военные опасности». Несмотря на то, что сравнительно небольшой, уже сам факт его появления говорит о том, что нынешние власти РФ видят угрозу для страны не столько в виде внешней агрессии, сколько в возможности развязать конфликт внутри страны. Это прямо декларируется в подпункте «А»: «деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации».
53 Военный сегмент новой доктрины Непосредственно военный сегмент новой ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ тоже претерпел значительные изменения. В частности, относительно стратегического ядерного вооружения введен принцип неядерного сдерживания, снабженный такой формулировкой: «комплекс внешнеполитических, военных и военно- технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами». Иными словами, ядерное сдерживание больше не является главным козырем при отражении потенциальной угрозы.
54 Согласно новой военной доктрине, могут быть применены «неядерные средства», что фактически подразумевает под собой вооруженные силы, участие которых может быть обусловлено только наличием более мелких, точечных угроз, исключающих прямой ядерный удар. Такими угрозами могут быть различные вооруженные формирования как на территории РФ, так и действующие с территорий сопредельных недружественных государств: «деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников». Это означает, несомненно, что возрастет роль родов войск, не связанных со стратегическим вооружением, и, соответственно, повысится их финансирование. Согласно новой военной доктрине, могут быть применены «неядерные средства», что фактически подразумевает под собой вооруженные силы, участие которых может быть обусловлено только наличием более мелких, точечных угроз, исключающих прямой ядерный удар. Такими угрозами могут быть различные вооруженные формирования как на территории РФ, так и действующие с территорий сопредельных недружественных государств: «деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников». Это означает, несомненно, что возрастет роль родов войск, не связанных со стратегическим вооружением, и, соответственно, повысится их финансирование.
55 Конструктивный диалог только на равных позициях Что касается Европейского союза и НАТО, то, согласно новому документу, конструктивный диалог с ними возможен только на равных позициях. Иными словами, в вопросах международного сотрудничества и коллективной обороны Россия требует для себя права решающего голоса, которым обладают США, Великобритания, Германия и другие крупные мировые игроки. В этом контексте примечательно, что из новой ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ исчезло положение о недопустимости начала новой гонки вооружений.
56 Арктика - важное стратегическое направление для России Новым важным стратегическим направлением для России, согласно новой редакции документа, является Арктика. Об этом, в частности, говорится уже в главе «Общие положения», идущей под первым номером. В 32 главе, названной «Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в мирное время», есть формулировка «». обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктике Новым важным стратегическим направлением для России, согласно новой редакции документа, является Арктика. Об этом, в частности, говорится уже в главе «Общие положения», идущей под первым номером. В 32 главе, названной «Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в мирное время», есть формулировка «». обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктике
59 Арктические государства
65 Воздушно-космическая оборона Другим интересным моментом новой доктрины является положение о необходимости обеспечения воздушно-космической обороны всех важнейших объектов. Иными словами, это может стать предтечей глобальной реформы ВВС, космических и ракетных войск с целью объединения их в одну структуру для облегчения их взаимодействия и уменьшения времени реагирования в случае угрозы.
66 Адресаты военной доктрины Для понимания всей значимости данного документа также следует разобраться с теми, кто является его адресатами. Первым его адресатом являются вооруженные силы РФ, спецслужбы и органы власти, для которых военная доктрина определяет возможные угрозы, а стало быть стратегию противодействия им. Другим адресатом военной доктрины без сомнения является отечественный ВПК, для которого данный документ является своего рода обещанием дальнейшего развития вооруженных сил, а значит стабильного спроса на продукцию предприятий ВПК. Кроме внутренних адресатов, есть еще и адресаты внешние. К ним можно отнести страны и правительства соседних с Россией стран, входящих в зону так называемых геополитических интересов России, которым в документе фактически гарантируется защита от недружественного влияния наших западных «партнеров». Для стран «потенциальных противников», который, наконец-то, ясно обозначен, в военной доктрине тоже есть своеобразное послание: документ расставляет для стран НАТО красные флажки, очень четко и недвусмысленно указывая на ту красную линию, которую лучше не пересекать. Для понимания всей значимости данного документа также следует разобраться с теми, кто является его адресатами. Первым его адресатом являются вооруженные силы РФ, спецслужбы и органы власти, для которых военная доктрина определяет возможные угрозы, а стало быть стратегию противодействия им. Другим адресатом военной доктрины без сомнения является отечественный ВПК, для которого данный документ является своего рода обещанием дальнейшего развития вооруженных сил, а значит стабильного спроса на продукцию предприятий ВПК. Кроме внутренних адресатов, есть еще и адресаты внешние. К ним можно отнести страны и правительства соседних с Россией стран, входящих в зону так называемых геополитических интересов России, которым в документе фактически гарантируется защита от недружественного влияния наших западных «партнеров». Для стран «потенциальных противников», который, наконец-то, ясно обозначен, в военной доктрине тоже есть своеобразное послание: документ расставляет для стран НАТО красные флажки, очень четко и недвусмысленно указывая на ту красную линию, которую лучше не пересекать.
67 Новая военная доктрина России документ о современных политических реалиях Новая военная доктрина России документ, подводящий итог тому, что было сделано в нашей «оборонке» за последние 3-4 года. Это документ, объективно передающий современные политические реалии и четко определяющий дальнейшие приоритеты РФ на мировой арене. Учтены и озвучены новые актуальные угрозы, которые не были так явственны 5 и, тем более, 10 лет назад. Что же из этого получится увидим сами, тем более, что политическая обстановка сама по себе диктует необходимость быть бдительными и активными.
68 Угрозы национальной безопасности России Внешние угрозы
69 Угрозы национальной безопасности России Внутренние угрозы
70 Угрозы национальной безопасности России Трансграничные угрозы
71 Занятие окончено
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.