Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователеммАКСИМ пАНАСЕНКО
1 Особенности воспитания детей с сенсорными нарушениями
2 Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.
3 Сенсорное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
4 Значение сенсорного развития Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
5 Особенности сенсорного развития у детей с нарушением зрения: патология органа зрения у детей искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным;
6 Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение;
7 Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: нарушения зрительной сферы проявляются в бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета
8 Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа
9 Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: у детей с нарушением зрения не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах - инактивность восприятия;
10 Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: Недостаточность предметно- пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
11 Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной.
12 Основные положения коррекционно-педагогической деятельности: активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;
13 обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера.
14 Задачи сенсорного воспитания Обучить ребенка перцептивным действиям (рассматривание, ощупывание); Сформировать представления о сенсорных эталонах; Формировать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности.
15 Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.
16 Специальные средства обучения и воспитания детей с нарушением зрения: для слепых используется разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
17 для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
18 для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
19 Тифлотехнические средства тифлотехнические средства используются с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.
20 Методы обучения детей с нарушением зрения Общие методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные и другие
21 Специальные методы обучения – методы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей
22 Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Рекомендуется сочетать при обучении детей слово, образ и практическое действие.
23 Формы обучения и воспитания: Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам, длительность занятия составляет 15 мин - в младшей и средней группах, 25 мин - в старшей и 30 мин - в подготовительной группе.
24 Формы обучения и воспитания: Индивидуальные занятия Тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка. Длительность индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах.
25 Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы: Развитие зрительного восприятия Развитие слухового восприятия Развитие обоняния Развитие тактильно - кинестетического восприятия
26 Методика развития зрительного восприятия Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
27 Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия: Игры, формирующие умения различать: форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
28 Игры на умение различать цвет: «Назови, что красное, синее, зеленое», «Разноцветные странички», «Составь узор по образцу», «Что изменилось», «Найди каждому свой цвет», «Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»
34 Игры на дифференциацию величины предметов: «Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше» «Тяжелый-легкий» «Составление рядов»
40 Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме: «Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Найди пару», «Танграм», «Разрезные картинки»; «Сложи узор»; «Найди конструкции такой же формы».
47 «Спрятанные изображения»; «Перевернутые изображения»; «Найди отличия»
51 Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия: «Тихо-громко» «Кто позвал» «Угадай на чем играю» «Иди на звук» «Где звучит?» - близко-далеко «Что шумит?»
54 Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса: «Определи предмет по запаху» «Вспомни, как они пахнут» «Коробочки с запахами» «Определи на вкус» «Назови вкус продуктов»
56 Игры и упражнения на развитие тактильно - кинестетического восприятия: «Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т.д.) «Из чего сделано» «Узнай и назови» - «Чудесный мешочек» «Узнай плоскую и объемную фигуру»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.