Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОльга Мельникова
1 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
2 Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. Житейский смысл понятия психология: оно употребляется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
4 Научный смысл понятия психология: оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины.
5 Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).
6 ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В истории психологии можно условно выделить четыре этапа.
8 ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.
9 ПСИХОЛОГИЯ отвечает на 3 вопроса: Что? Как? Почему?
10 ЧТО? Задачей психологии является ОПИСАНИЕ ФАКТОВ психической жизни.
11 КАК? Задачей психологии является ОБЪЯСНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ психической жизни.
12 ПОЧЕМУ? Задачей психологии является РАСКРЫТИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ психической жизни.
13 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ - Факты Механизмы Закономерности психики
14 Другими словами, ПСИХОЛОГИЯ – это наука, изучающая Факты Механизмы Закономерности психических явлений.
15 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ – 1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. 2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. 3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. 4. Психология – наука преобразующая.
16 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ: Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
17 ПСИХИКА (в переводе душа) – это свойство высокоорганизованной материи головного мозга отражать объективную действительность. ПСИХИКА – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
18 ОТРАЖЕНИЕ (в переводе копирование) – это создание идеальной копии реального мира (в головном мозгу).
19 ОТРАЖАЕМОЕ ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОТРАЖЕННОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ)
20 Для осуществления отражения необходимы 2 условия: Головной мозг. Объективная реальность. Психика вторична по отношению к материи головного мозга.
21 ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ – это субъективное отражение объективного мира. Наши субъективные образы мира становятся более или менее правильными под влиянием опыта жизни, практической деятельности как в ходе истории, так и в ходе развития отдельного человека.
22 СТРУКТУРА ПСИХИКИ Психика имеет сложное строение. Альберт Эйнштейн, говоря о психологии, воскликнул: насколько же психология как наука сложнее, труднее, чем физика!
23 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХИКИ составляют психические явления. Леонтьев А.Н. «Психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности».
24 24 ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ Психические свойства Психические состояния Психические процессы
26 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: 1. Выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. 2. Обладают определенными динамическими характеристиками (длительность, устойчивость). 3. На их основе формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
27 27 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТРУКТУРА ПСИХИКИ Волевые Эмоциональные Познавательные
28 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ связаны с восприятием и переработкой информации: 1. Ощущение 2. Восприятие 3. Внимание 4. Представление 5. Память 6. Воображение 7. Мышление 8. Речь
29 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ отражают значимость происходящего для человека: 1. Эмоции 2. Чувства 3. Аффект 4. Настроение 5. Фрустрация 6. Стресс
30 ВОЛЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - связаны с преодолением трудностей, принятием решений, управлением поведением, борьбой мотивов и т.д.
31 НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
32 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: 1. Характеризуют состояние психики в целом. 2. Обладают определенными динамическими характеристиками (длительность, устойчивость, направленность, интенсивность). 3. Влияют на течение и результат психических процессов и на деятельность. 4. Определяют индивидуальность человека.
33 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: 1. Угнетенность. 2. Активность. 3. Страх. 4. Бодрость. 5. Уныние. 6. Подъем и т.д.
34 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА- наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека.
35 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА- 1. Характеризуются большими устойчивостью и постоянством. 2. Определяют индивидуальность человека.
36 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: 1. Направленность (мотивы, намерения, цели, установки и т.д.). 2. Темперамент. 3. Характер. 4. Способности.
38 СТРУКТУРА ПСИХИКИ
39 ФУНКЦИИ ПСИХИКИ
40 ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений. Леонтьев А.Н.: «Задачи психологии заключаются именно в том, чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические».
41 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 1. Описание поведения – создание ясных подробных описаний типа поведения. 2. Объяснение поведения – раскрытие его причин. 3. Прогнозирование поведения – выявление законов, позволяющих ученым прогнозировать его с вероятностью выше вероятности случая. 4. Управление поведением – результаты психологического исследования должны быть применимы к непосредственному регулированию поведения.
42 ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей). использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического и психологического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; быть теоретической основой практики психологической службы.
43 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Психологи давно задают себе вопрос: «Чем можно доказать, что наблюдаемое явление не случайно или что оно объективно существует?»
44 44 1. Организационный метод КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ Б.Г. Ананьева Комплексный Лонгитюдный Сравнительный (срезы)
45 45 2. Эмпирический метод Психодиагностика (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) Наблюдение (самонаблюдение) Эксперимент Биографический метод Анализ продуктов деятельности
46 46 3. Методы обработки данных Качественные (дифференциация) Количественные (статистические)
47 47 4. Интерпретационные методы Структурный Генетический
48 48 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ Дружинина В.Н.
49 ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев: предмет, с которым они связаны; связи с другими отраслями знания; общие или частные проблемы, которые они изучают; методы, которые они используют.
50 ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология.
51 В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются следующие отрасли психологии: научная и практическая психология экспериментальная психология математическая психология психодиагностика психотерапия консультационная психология
52 ОТРАСЛИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ общая психология; психология личности; дифференциальная психология; психофизиология; нейропсихология; социальная психология; психология развития; психология аномального развития (или специальная психология); сравнительная психология и зоопсихология.
53 ОТРАСЛИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ педагогическая психология; медицинская психология; юридическая психология; экономическая психология; психология труда; политическая психология; психология спорта; психология искусства; психология религии; психология семьи.
54 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК Б.М. Кедров поместил психологию в центре своего «треугольника наук»: Философия Общественные науки Естественные науки Технические науки Психология
55 Психология является наукой, в которой соотносятся гуманитарные и естественно- научные знания, что определяет ее как фундаментальную в системе наук, объединяющую данные области знаний.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.