Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИрина Остафьева
1 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Встречи, беседы с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках подготовки участников Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений» Методисты: Кабаков Александр Петрович – Шиняев Сергей Александрович – Контактный телефон:
2 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru В настоящее время наблюдается подъем нравственных ценностей, продолжается процесс связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль гражданско- патриотического воспитания подрастающего поколения. Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Ответы современных школьников на вопросы о Великой Отечественной войне, локальных войнах поражают не только наивностью, но и полным незнанием важнейших фактов: когда началась война, тот или иной конфликт кто с кем воевал, наши главные завоевания, победы. Все это вызывает щемящую боль. Поэтому данные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов, участниками боевых действий и ветеранами труда носит характер встречи нескольких поколений...
3 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Поэтому данные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов, участниками боевых действий и ветеранами труда носит характер встречи нескольких поколений... Цели: патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам; воспитание исторической памяти обучающихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины, своих дедов и прадедов, отцов и братьев. Задачи: Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у школьников через взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов, участниками боевых действий, участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ветеранами труда. Воспитывать внимательное отношение к воинам-ветеранам, желание заботиться о них. Приобщать школьников к культурному наследию России. Ожидаемые результаты: - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции
4 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru К сожалению, подчас приходится слышать и от тех, и от других недовольные высказывания. Кому-то из учеников встречи кажутся ненужными и скучными, кто-то из ветеранов обижается на недостаточное внимание детей к рассказу, на неуважение к гостям. Как избежать подобной ситуации? Для определения, тематики, формата и проведения места встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов и участниками боевых действий; с ветеранами труда используется методика 5-и шагов: 1-й шаг Поиск контактных данных выбранных ветеранов, определение способов достижения договорённостей, т.е. определение цели встречи и даты или события, которому она будет посвящена; 2-й шаг Проведение предварительной договоренности о тематике и формате встречи, выбор удобного для всех времени встречи; 3-й шаг Знакомство с биографией и достижениями приглашенных лиц, подготовка учащихся к предстоящей встрече; 4-й шаг Подготовка и оформление кабинета, актового зала или другого места проведения встречи (при необходимости), проведение встречи; 5-й шаг осознание результатов встречи учащимися (рефлексия). Подробнее о каждом из них.
5 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методика подготовки обучающихся к встрече, беседе с ветеранами Великой Отечественной войны Шаг 1-й. Здесь нужно четко определить тему, которую вы собираетесь обсудить во время встречи с ветеранами. Обычно участников войны приглашают в школы накануне памятных дат, связанных со значительными сражениями. Но выступление ветерана будет вполне уместно и на таких мероприятиях, как открытие школьного музея Боевой славы, классный час, посвященный празднику определенного рода войск или 23 февраля, а также на торжественной линейке 1 сентября и др. Шаг 2-й. Подготовьте несколько вариантов возможного времени встречи, так как вам придется учесть интересы нескольких сторон: ветеранов, школьников, администрации, учителей. Лучше всего проводить подобное мероприятие на третьем или четвертом уроке, так как после уроков многие учащиеся отправляются на дополнительные занятия в кружках, секциях и т.п. Следует также помнить об усталости детей в конце учебного дня, поэтому не все из них будут способны тихо и внимательно выслушивать воспоминания пожилого человека. Согласовав заранее время встречи с администрацией школы, вы сможете пригласить ее представителей. Надо отметить, что присутствие в классе заместителя по воспитательной работе, классного руководителя, офицера наставника (если такой имеется) приветствие руководителя образовательной организации радуют ветеранов. Для учащихся же это будет наглядным примером тактичного отношения к ветеранам со стороны взрослых, имеющих авторитет.
6 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Шаг 3-й. Необходимо подготовить учеников к восприятию того, что будет происходить во время встречи. Изменение программ по истории привело к тому, что знакомство с событиями Великой Отечественной войны начинается только в IX классе. Слабое представление младших школьников об основных этапах войны и ее главных сражениях могут затруднить восприятие ими рассказов о боевых эпизодах и тем самым помешают детям осознать значимость подвига старшего поколения. Поэтому желательно, чтобы ученики уже ориентировались в тематике встречи, ориентировались в хронологии событий. Не лишним будет напомнить им о правилах поведения, о необходимости уважительного отношения к пожилому человеку. Обычно накануне проводятся классные часы, где учащиеся узнают основные сведения о событии, участником которого был приглашенный на встречу ветеран. Желательно также показать ученикам фрагменты кинохроники того периода. Необходимо заранее оговорить с ветераном возраст детей, указать на уровень их знаний в соответствии с современными школьными программами. Шаг 4-й. Говоря о проведении самой встречи, хотелось бы остановиться на нескольких моментах. Важно оформить к ней кабинет: постарайтесь найти карту и учебные картины, повествующие об интересующем вас этапе войны. Это оживит рассказ ветерана, даст ему возможность показать расположение его части во время сражения.
7 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Первые встречи с ветеранами младших школьников лучше всего проводить в школьном музее Боевой славы, если он есть. Его экспонаты станут наглядной иллюстрацией к рассказу. Кроме того, осмотр экспозиции поможет ученикам сменить вид деятельности в ходе урока. Опыт убеждает в том, что не стоит приглашать сразу нескольких ветеранов в один класс. Воспоминания пожилых людей об одном и том же событии могут расходиться в деталях и оценках поведения людей, ощущениях значимости происходившего, правильности и необходимости тех или иных действий. Их дискуссия друг с другом может привести лишь к путанице в восприятии учащимися рассказа. Следует учитывать, что увлеченный воспоминаниями гость может говорить в течение всего урока. Но внимательно прослушать 45-минутную лекцию под силу не каждому учащемуся. Поэтому нужно организовать встречу таким образом, чтобы осталось время для вопросов. Лучше заранее договориться с ветераном, что бы у ребят была такая возможность в течение 1015 мин по завершению встречи. Школьники могут обратиться к ветерану с любым вопросом, но учитель должен быть готов откорректировать его. Поскольку педагог обычно уже составил первое представление о пришедшем в гости ветеране и его отношении к войне до начала встречи, он может в случае необходимости намекнуть учащимся на нежелательность вопросов определенной тематики.
8 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Но снимать саму проблему с обсуждения не надо. Если дискуссия излишне обострится, ее нужно тактично прекратить. Чаще всего подростков интересуют те моменты, освещение которых в учебниках истории основывается на интерпретации мемуаров, писем участников событий. Им хочется сравнить эти сведения с воспоминаниями очевидцев, узнать, что именно чувствовали солдаты на войне, было ли им страшно, как они относились к врагам, как был обустроен солдатский быт... Сопоставление информации, полученной от людей, переживших ужасы войны, с текстами учебников и документов становится основой для выработки современной молодежью более взвешенного собственного мнения по обсуждаемым вопросам, приобщает их к исторической памяти нашего народа. Встречи с ветеранами позволяют учащимся по-новому взглянуть на ветеранов, пожилых людей, осознать, что многое в нашей стране создано благодаря их мужеству, стойкости, труду. Шаг 5-й. Необходимо обсудить с учащимися результаты прошедшей встречи на следующем уроке или классном часе. Попросить их написать эссе, рассказать о своих впечатлениях, выпустить стенгазету. Необходимо пояснить, что вам интересно мнение учеников, а «неправильных» воспоминаний не бывает. Возможно, кому-то из них не все понравилось.
9 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Пусть расскажут и об этом. Ценность такого материала для учителя в том, что он позволит внести необходимые коррективы в организацию следующего мероприятия. При надлежащей подготовке встречи с ветеранами проходят интересно и надолго запоминаются учащимся. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами Вооруженных сил, правоохранительных органов, участниками боевых действий, участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ветеранами труда способствуют формированию нравственных установок, патриотических убеждений и гражданской позиции личности школьников. Они прививают чувство гордости за свою большую Родину и уважительное отношение к ее истории.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.