Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталья Попова
2 ФГОС дошкольного образования разработан на основе: * Конвенции ООН о правах ребенка * Конституции РФ * Законодательства РФ СТАНДАРТ обеспечивает возможность учета: * Региональных, * Национальных, * Этнокультурных и др. особенностей народов РФ. * Методологическая основа ФГОС дошкольного образования: * Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, * Амплификация развития (А.В. Запорожец).
3 * ВРЕМЕННЫЕ (ПРИМЕРНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И МЕТОДАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ * ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (ФГТ) * ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО)
4 Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и требований в целях: * повышения качества образования, * обеспечения безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса, * экономии всех видов ресурсов, * единства измерения результатов образовательного процесса. Разработка ОС – это: * - развитие, модернизация и совершенствование системы дошкольного образования, * - его проектирование, * - социальное конструирование, * - обсуждение смыслов: В какую систему ценностей готовим детей? * - проблема образования: наукоемкости и культура емкости образовательного процесса! Он должен быть максимально человекосообразным! (гуманизация системы дошкольного образования). * Введение ОС – это: * - изменения в системе управления образованием, * - норма, которая должна учитываться на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, уровне ДОО.
5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ * Детский сад в первую очередь дает ребенку – ОБЩЕНИЕ! * Индивидуальная деятельность - * обеспечивает нормальное функционирование нервной системы: * Коллективная, совместная деятельность Общение - культурное развитие. * СТАНДАРТЫ * ПРОГРАММЫ ДО * КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА УСЛОВИЯ: * 1) полноценное общение ребенка с окружающими * 2) развитие эмоциональной сферы ребенка.
6 НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РФ» 273. * вступил в силу с г. Инновация данного Закона - дошкольное образование впервые становится 1-м уровнем общего образования. В ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РФ» для системы дошкольного образования 2 главные статьи: * 64 статья: - об основной образовательной Программе (ООП); - о создании Консультационных Центров для родителей, дети которых не посещают детский сад; - о запрете проведения итоговой и промежуточной аттестация в детском саду! * 65 статья: - о родительской плате.
7 Законом закрепляются следующие уровни образования: * Уровни общего образования: * дошкольное, * начальное общее, * основное общее, * среднее общее, * Уровни профессионального образования: * среднее профобразование, * высшее образование - бакалавриат, * высшее образование специалитет и магистратура * высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, адъюнктура, ординатура). * Дополнительное образование. Бесплатным должно остаться: * общее образование * первый уровень профессионального образования.
8 ДВА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 1) Закон «Об образовании РФ»; 2) Вызовы современной социокультурной ситуации. ФГОС ДО – это совокупность 3-х групп Требований: 1) к структуре Программы; 2) к условиям её реализации; 3) к результатам освоения Программы.
9 ВЫЗОВЫ современной социокультурной ситуации: * - ценностно-нормативная неопределенность взрослого мира (размываются ценностные ориентиры); * - эмоциональная перспектива, в которой происходит ситуация взросления ребенка (какие эмоции преобладают в обществе: оптимизм/пессимизм и пр.); * - резкая вестеризация детской субъкультуры (доминирование западной культуры); * - влияние техно эволюционных процессов; * - социальное неравенство детства (рост слабых социальных групп); * - деформация традиционного уклада семьи; * - разрушение культуры детской жизни: агрессивная школяризация, давление школы и др.
10 ФГОС ДО представляет собой: совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования посредством: - расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка д/в; - обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности детей; - минимизации рисков кризисов возрастного развития детей при переходе от дошкольного детства к начальной школе; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; - реализации вариативных образовательных программ, поддерживающих социокультурное разнообразие детства; - разработки нормативных условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве; - соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
11 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОГРАММЫ: ФИНАНСИРОВАТЬСЯ будут все 100 %! ФГТФГОС ДО Обязательная часть – не менее 80% Вариативная часть – не более 20% Формируемая участниками образовательного процесса Обязательная часть – не менее 60% Формируемая участниками образовательных отношений – не более 40% Вторая часть должна быть обязательно! ФГТФГОС ДО 4 направления развития и 10 образовательных областей 5 образовательных областей: 1. Физическое развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое 5. Социально- коммуникативное (социально-личностное)
12 Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается: - проведением промежуточных аттестаций; - итоговой аттестацией детей. (Закон «Об образовании РФ» ст ) ОСНОВАНИЯ: индивидуальный темп развития детей дошкольного возраста.
13 Разработчики ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ выступают против одной (единой) программы! Должна быть возможность выбора! Основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения!» * Индивидуализация – * набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
14 Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования * Примерная программа – это учебно-методический документ. * Программа финансируется государством (субъектом РФ). * Примерных программ должно быть много; * Меняется порядок их использования; * Перерабатываются в соответствии с ФГОС ДО, пишутся новые; * В Минобрнауки РФ готовится документ – «Порядок разработки, проведения экспертизы и размещения в Федеральном реестре Примерных Программ»; Критерии разработки Примерных Программ: * методическое обеспечение (УМК), * курсы ПК под программу, * электронный ресурс * экономический момент
15 Основные образовательные программы дошкольного образования * Органами управления образования создается комиссия по экспертной оценке ООП; * ООП пишется на 1 год; * До 2015 г. работаем по тем ООП, по которым работаем сейчас; ООП разрабатываются С УЧЕТОМ Примерных программ, а не на основе! * ООП будет писаться с учетом Примерных программ и с учетом муниципальных заданий, которые будет получать д/с ; * На основе ООП могут разрабатываться рабочие программы педагога, экспертиза которых не предусматривается;
16 ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ * Условия - это социальная ситуация развития ребенка. * Если условия созданы – то Стандарт реализован! * Главное условие – это ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ! * Формула должна быть такая: на количество детей – количество педагогов! В Проекте ОС было обозначено: В группе детей 6-7 лет – 24 чел. В группе детей 3 лет – 16 чел. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 группы Требований: 1. К структуре Программы 2. К условиям её реализации 3. К результатам освоения Программы 3 группы Требований: 1. К структуре Программы 2. К условиям её реализации 3. К результатам освоения Программы
17 Условия должны иметь финансирование! !!! В ФГОС ДО за реализацию условий ответственность несет: не дошкольная образовательная организация (ДОО), а Учредитель! Требования к условиям включают в себя 5 частей: * Психолого-педагогические * Кадровые * Материально-технические * Финансовые условия реализации Программы * К предметно-пространственной среде Кадровые условия являются главными! ВАЖНО! * подготовка воспитателя на базе психолого-педагогического образования. * разработка концепции и содержания профессионального стандарта педагога ДОО.
18 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Основной результат - это СОЦИАЛИЗАЦИЯ детей. Будут оцениваться: 1) результаты социализации; 2) личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения! ФГОС ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 группы Результатов: 1. Предметные 2. Метапредметные 3. Личностные 1 группа Результатов: 1. Предметные 2. Метапредметные 3. Личностные
19 РЕЗУЛЬТАТ - * ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, * ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ, * ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ, * НАВИГАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ОБЩЕСТВА. ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ: * требуемым заданным результатом развития! * объектом для оценки ребенка! Что будет оцениваться в детском саду? 1) педагогический процесс (образовательный); 2) условия (социальная ситуация развития ребенка); 3) педагогические кадры.
20 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2 ГРУППЫ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ: * 1 ГРУППА – ОТ 2 МЕС. ДО 3 ЛЕТ * 2 ГРУППА – ОТ 3 ЛЕТ ДО 7 ЛЕТ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка
21 ИТАК: * развитие ребенка не является объектом измерения и оценки; * тестирование – нет; мониторинг – да; * у мониторинга 2 цели: выявление трудности и помощь специалиста; * мониторинг проводится только с разрешения родителей, законных представителей (опекуны); * аттестации и тестирования при выходе из детского сада не должно быть! * тесты, контрольные срезы в детском саду – самодеятельность местных органов самоуправления. (Это неправомерно!); * педагог детского сада – наблюдает, замечает, фиксирует, изменяет Программу развития ребенка; * проводит мониторинг педагог-психолог! * наличие специалиста в штате – зависит от Учредителя! * во ФГОС ДО прописано психологическое сопровождение, * Поэтому нужен психолог!
22 ИТАК: * ФГОС ДО – это: * документ государственных гарантий, * это общественный договор между обществом и государством, педагогами и родителями; * Разработчики ФГОС ДО работали с разработчиками * ФГОС начального образования. Начальное общее образования Дошкольное образование ПредметныеЗУН, которыми дети овладевают по образовательным областям и в процессе детских видов деятельности Метапредметные Универсальные предпосылки учебной деятельности Личностные Особенности мотивационной, эмоционально-волевой сферы, морально- нравственного развития
23 ИТАК: * В ФГОС ДО - главное не результат, а условия! * ФГОС ДО направлен на всестороннее развитие ребенка, носит детоцентристский характер. * Обеспечивает здоровье, безопасность и здоровый образ жизни ребенка. * ФГОС будет меняться через 1,2 года. (Апробация покажет проблемы). * Из ФГТ перейдет в ОС все позитивное: вариативность, интеграция и др. Что изменится? * Повышается степень ответственности руководителя, * Сохраняется уникальность, специфика, вариативность дошкольного детства, * Дошкольное детство не привязано к школе, к ЗУН.
24 Основные документы: * ФЗ «Об образовании» 273; * ФГОС ДО; * Примерные основные общеобразовательные программы; * Основные образовательные программы дошкольного образования. * ФГОС ДО – это правила развития ребёнка, а не его обучения! Ключевая установка ФГОС ДО: * – поддержка разнообразия детства, * - создание условий социальной ситуации, * - содействие взрослого и ребенка, * - развитие способностей каждого ребенка.
25 ПРЕИМУЩЕСТВА ФГОС ДО: Стандарт – это: * система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей; * культурный ген дошкольного развития; он не прямого действия (каждый детский сад реализует свою Программу); * «нестандартный» стандарт дошкольного образования: стандарт развития, а не жесткого контроля развития ребенка. Стандарт должен: * удовлетворить потребности родителей и детей на ступени дошкольного образования; * обеспечить исполнение государственных гарантий (в вопросах поддержки семьи, поддержки разнообразия детства);
26 Стандарт - * учитывает зону ближайшего развития ребенка; * задает умение педагога действовать в зоне ближайшего развития; * подчеркивает обязанность государства предоставить место в детском саду. (дошкольное образование - первый уровень общего образования); * не предполагает аттестацию детей; * дает навигацию (ориентиры) культуре, обществу с решением вопроса; * разрабатывали люди с разными мнениями и позициями; * это есть модернизация и совершенствование системы дошкольного образования; * опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского; * ставит цель - культурное развитие ребенка.
27 Основные понятия, в которых выражается ФГОС дошкольного образования: поддержка разнообразия детства, стандарт развития, «нестандартный» стандарт, стандарт условий, стандарт вариативности, стандарт возможностей, навигация, целевые ориентиры, ценностно-нормативная ориентация, культура достоинства, культурный ген дошкольного образования, современная социокультурная ситуация, направления развития, позитивная социализация, индивидуализация развития ребенка, социальная ситуация развития, зона ближайшего развития, развивающее взаимодействие, проектирование и социальное конструирование, наукоемкость и культуроемкость образовательного процесса, ОС – это правила развития ребенка, «политический детоцентризм», индивидуализация и социализация ребенка, стандарт ради детства, «детоцентристский стандарт»,
28 Профессиональный стандарт педагога ДОО * разрабатывается впервые в истории российского образования; * позволит педагогу работать творчески; * планируется введение к сентябрю 2014 года; * важен для формирования должностных инструкций; * рабочую группу по разработке возглавляет Е.А. Ямбург; * необходимость разработки вызвана: дошкольное образование – первый уровень общего образования; помимо функции ухода и присмотра выделяется образовательная функция; любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Профессиональная деятельность педагога ДОО будет оценивается комплексно: * Высокая оценка включает сочетание показателей: * - динамика развития интегративных качеств ребенка, * - положительное отношение ребенка к детскому саду, * - высокая степень активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
29 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.