Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Шпаковская
1 Нормативные основания деятельности педагога в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения Жадунова Н.В., к.ф.н., начальник Центра дополнительного образования Средне-Волжского института ВГУЮ (РПА Минюста России)
2 Нормативно-правовые основы образования
3 Нормативные документы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (утвержденная распоряжением от 29 мая 2015 года 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года», Закон Республики Мордовия «Об образовании в Республике Мордовия», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков и В. А. Тишков), Государственная программа Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 – 2020 годы (Подпрограмма 5 «Духовно- нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия» на 2015 – 2020 годы).
4 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
7 Этические основания образования и воспитания Теоретические основы - многообразные знания, позволяющие судить о вещах, умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельности; способность различать существенное и несущественное, объективное и субъективное, общего и частного. Практические основы – способность человека, приобретая знания и удовлетворяя свои естественные потребности, починяться нормам морали, которые должны закрепиться на уровне индивидуального нравственного сознания.
8 Этические основания образования и воспитания Этика - практическая философская; наука о морали (нравственности). Мораль – совокупность норм, правил, обычаев, законов, поступков, характеров, которые выражают высшие ценностей и долженствований, через которые человек проявляет себя как разумное, само сознательное и свободное создание (существо).
9 Основная цель этического знания в образовательном и воспитательном процессах Помогать обучаемому в нравственном осмыслении собственного внутреннего мира, чуткого отношения к Другому, осознании себя человеком и гражданином, способствовать духовному становлению и совершенствованию личности.
10 Можно ли научить быть моральным (добродетельным)?
11 «Обучение нравственности» – это осознание человеком того, что в нем заложено. «Извлечение» исконного знания о добродетели из глубины души происходит благодаря собственным усилиям человека при определенном стечении обстоятельств или благодаря учительству и помощи знающего.
12 Мораль как единство – нравственного (морального) сознания; – нравственных (моральных) отношений; – нравственной (моральной) практики.
13 Моральное сознание: личностные элементы К личностным элементам относятся субъективные мотивы поступков данного индивида, присущие ему в их уникальном содержании чувства совести, стыда, самооценки, убеждения. В моральном сознании выделяют рациональные, эмоциональные и волевые качества личности, имеющие нравственное значение. К рациональным качествам относятся представления, понятия, убеждения. К эмоциональным качествам – нравственные чувства. Активность и пассивность, решительность и нерешительность, мужество и трусость являются волевыми качествами. Структурная модель индивидуального морального сознания различается по уровням, или степени, осознания человеком мотивов своего поведения: уровни подсознательных побуждений к действиям, обыденного нравственного сознания, сознательной убежденности.
14 Моральное сознание: общественные элементы Понятия - основные категории для выражения связей и отношений в вещах, дающие нам возможность составить представление о сфере морали. Нормы – это эталонные образцы общепринятого действия и мироотношения. Нормы не сводятся к определению только внешней линии поведения, а претендуют на то, чтобы нормировать внутренний мир человека и там приобретать нравственные качества (благоразумие, щедрость, вежливость, честность и др.). Нравственные принципы (эгоизм, альтруизм и т. д.). Принципы – это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Принципы – феномен рационального сознания. Ценности – это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность – ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т. е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. Идеалы, выступающие как высшие цели личностного развития. Идеалы выражают стремление к нравственному самосовершенствованию. Высшим компонентом этического знания и системы нравственной регуляции является закон. Законы этики имеют всеобщий характер. Они носят организующее, ограничивающее, сдерживающее, умеряющее значение.
15 Механизм формирования нравственных качеств личности – знания и представления о морали, нравственных принципах, нормах поведения в обществе; – мотивы, побудительные основания определенного характера поведения личности в различных ситуациях; – ценностное отношение к моральным нормам и принципам, переживания, чувства личности, которые отвечают моральным нормам, принятым в данном обществе и одобряются им; – поступки и навыки поведения в соответствии с принятыми моральными нормами и нравственными принципами – поведение, являющееся результатом нравственного воспитания.
16 Мораль – это… От правила Талиона («око за око, зуб за зуб») к Золотому правилу нравственности («Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»)
17 Структура морального поступка Мотив Деятельность Результат
18 Должное и сущее - категории, в которых отражается существенная для морали противоположность между фактическим положением дел (поступком, состоянием, общественным явлением) и нравственно ценным, положительным, "нормальным" положением дел.
19 Ценности и мотивы. Все многообразие человеческих поступков определяется всего лишь четырьмя мотивами: 1) желанием блага себе; 2) желанием блага другому; 3) желанием зла другому; 4) желанием зла себе.
20 Парадокс морального поведения Парадокс моральной оценки
21 Основная задача духовно- нравственного воспитания Воспитать человека, который стремится сдерживать свои страсти и негативные эмоциональные побуждения; научить его различать добро и зло, не следуя мнению большинства, привычному, обыденному представлению, а на основе любви к Богу и любви к ближнему.
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.