Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕгор Черкасов
1 МХК, 11 класс Урок 2 Д.З.: Глава 2, ?? (с.21), тв. задания (с.22-23) © А.И. Колмаков << Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как картина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплёскивается за берега >>. Русский искусствовед М. В. Алпатов АРХИТЕКТУРА барокко Фонтан четырёх рек (Нил, Дунай, Ганг, Рио-де-ла-Плата) на площади Навома. Фонтан четырёх рек (Нил, Дунай, Ганг, Рио-де-ла-Плата) на площади Навома.
2 ЦЕЛИ УРОКА Дать представление об особенностях архитектуры барокко; расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию. Дать представление об особенностях архитектуры барокко; расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.
3 Ф.Б. Растрелли; Зимний дворец; Собор Смольного монастыря; классицизм ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
4 Универсальные учебные действия систематизировать и обобщать полученные знания о путях развития и художественных принципах барочной архитектуры; проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений барокко с произведениями предшествующих эпох; комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры; описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях барокко; исследовать причины выдвижения архитектуры на роль ведущего вида искусства в XVII в.; оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства; определять характерные особенности индивидуального авторского стиля; рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных архитекторах эпохи барокко; высказывать аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи барокко; готовить и проводить заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли; снимать любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко систематизировать и обобщать полученные знания о путях развития и художественных принципах барочной архитектуры; проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений барокко с произведениями предшествующих эпох; комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры; описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях барокко; исследовать причины выдвижения архитектуры на роль ведущего вида искусства в XVII в.; оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства; определять характерные особенности индивидуального авторского стиля; рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных архитекторах эпохи барокко; высказывать аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи барокко; готовить и проводить заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли; снимать любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко
5 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Характерные черты барочной архитектуры. 2. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. 3. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. 1. Характерные черты барочной архитектуры. 2. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. 3. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет стиль барокко в архитектуре?
6 под вопросы 1. Характерные черты барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко. 2. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. 3. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры 1. Характерные черты барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко. 2. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. 3. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры
7 Характерные черты барочной архитектуры... Но перед красотой и зданья, и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.... В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетённые тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдёшь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей... ( Перевод Е. Я. Тараховской) Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Ж. де Сюдери
8 Характерные черты барочной архитектуры. Преобладающиеи модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры. Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру. Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор
9 Главными особенностями архитектуры барокко являются: 1) тяготение к большим городским и садово - парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись; 2) увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку; 3) появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения; 4) создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата); 5) усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон ( > ); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон. Характерные черты барочной архитектуры.
10 География распространения стиля барокко в архитектуре стран Европы Характерные черты барочной архитектуры.
11 Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини << Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего - это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнаёт каждый из нас. Всё то, что определяет характер города, - его наиболее заметные здания, главные площади, оживлённейшие улицы, всё это здесь создано барокко, и всё верно хранит его печать>>. П. П. Муратов (историк искусства). Образы Италии Лоренцо Бернини ( ), итальянский архитектор
12 Лоренцо Бернини ( ), итальянский архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актёр, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Мастер, гений барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини Л. Бернини. Площадь перед собором Святого Петра гг. Рим Главное творение Л. Бернини - оформление площади перед собором Святого Петра. Площадь стала колоссальной сценой для торжественных церемоний. Глубина площади 280 м. 96 статуй святых, колонны (h=19 м) в 4 ряда объединены изгибающей лентой балюстрады.
13 Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли Франческо Бартоломео Растрелли ( ) – сын скульптора, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Характерными приёмами стиля Ф. Б. Растрелли были: контрастное сопоставление форм и объёмов, ритм вертикалей, эффект зрительного колебания плоскости стены, использование пластики сдвоенных колонн, отступающих и выдвигающихся ризалитов (часть здания, выступающая за основную линию фасада), использование статуй, вазонов, провалы огромных окон, волюты, овальные окна. Большой дворец в Петергофе ( ). Архитектор Ф.Б. Расстрелли
14 Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли К архитектурным шедеврам Растрелли относятся Зимний дворец в Петербурге ( ), загородные резиденции - Большой дворец в Петергофе ( ), Екатерининский дворец в Царском Селе ( ), частные городские дворцы М. И. Воронцова ( ) и Строгановых ( ), церкви и монастыри - Андреевская церковь в Киеве ( ), Смольный монастырь в Петербурге ( ). Ф.Б.Растрелли. Андреевская церковь гг. Киев
15 Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли Общая протяжённость фасадов, составляет 210 м. Дворец был одним из самых высоких сооружений. На уровне кровли балюстрада с каменными скульптурами и вазами. 22 типа (!) обрамления наличников огромных окон. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Ф. Б. Растрелли. Вид на Зимний дворец со стороны Дворцовой Площади. В наши дни в нём располагается художественный музей Эрмитаж
16 Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощённое в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объёмом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре высокие двухэтажные башни, почти вплотную прижатые к центральному куполу, Придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Декоративное убранство собора поражает нарядностью. Чёткие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко закругляющимися волютами, нависающими карнизам. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда название – Смольный. Автор проекта Ф.Б. Растрелли.
17 Большой дворец с водяным каскадом. Петергоф Екатерининский дворец В Царском селе
18 Знаменитый русский архитектор, итальянского происхождения. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение. В 1763 г., с приходом к власти Екатерины II, подал в отставку и покинул Петербург. Бартоломео Франческо де Расстрелли (Варфоломей Варфоломеевич) ( ) российский архитектор, художник- декоратор и график.
19 Контрольные вопросы 1. Чем можно объяснить, что в XVII в. архитектура являлась ведущим видом искусства? Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского барокко? Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Почему архитектура барокко вызывала крайне противоречивые суждения? 2. Почему Италию называют родиной архитектурного барокко, а Рим - его столицей? Докажите справедливость этих утверждений на примере известных вам произведений Лоренцо Бернини. Что отличает художественную манеру зодчего? 3. Какие черты стиля вы могли бы отметить в творчестве Ф. Б. Растрелли? Что отличает созданные им сооружения от известных вам произведений архитектуры западноевропейского барокко? В какой мере зодчему удалось воплотить традиции древнерусской архитектуры? Аргументируйте свой ответ.
20 Творческая мастерская 1. Сравните известные вам сооружения, созданные в стиле барокко, с архитектурными творениями Ренессанса. Как вы думаете, почему барочному зданию > организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля? 2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте проиллюстрировать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме. 3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций, созданных Ф. Б. Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др. )?
21 Темы презентаций, проектов 1. «Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»; 2. «Достижения итальянского барокко»; 3. «Лоренцо Бернини - гений барокко»; 4. «Рим - столица архитектурного барокко»; 5. «Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»; 6. «Петербург Ф. Б. Растрелли»; 7. «Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его пригородах».
22 рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…
23 Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, Архитектура барокко. Автор Селезнёва
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.