Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавет Петухова
1 РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ Типы рыночных структур характеризуют уровень конкуренции, преобладающей на рынке. Критерии классификации рынков по типу рыночных структур - количество фирм на рынке - характер производимой продукции - наличие барьеров на пути вхождения в рынок - возможность отдельных фирм влиять на рыночные цены Типы рыночных структур Олигополия Монополистическая конкуренция Монополия Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Совершенная конкуренция (идеальная экономическая модель) - большое количество независимых небольших фирм - большое количество мелких независимых потребителей - предлагаемая на рынке продукция однородна - ценовой характер конкуренции - фирмы могут свободно уйти и вернуться на рынок - свободное движение факторов производства - производители и потребители получают всю информацию о рынке Фирмы воспринимают сложившиеся на рынке цены как заданные, не зависящие от них. Поэтому фирмы, действующие на рынке с совершенной конкуренцией, называют PRICE TAKERS. Примеры рынков с совершенной конкуренцией : мелкое бытовое обслуживание, мелкие фирмы, оптовая продажа рыбы.
3 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Несовершенная конкуренция Конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции; При несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят, количество фирм меньше, чем при совершенной конкуренции, при вхождении на рынок существуют разного рода препятствия. При несовершенной конкуренции производитель может позволить себе повысить цену, полагаясь на лояльность покупателей и не учитывая реакцию конкурентов на свои действия. Отклонения от совершенной конкуренции могут достигаться в результате индивидуальных или совместных действий. Используя совершенную конкуренцию в качестве отправной точки, экономисты анализируют специфические формы несовершенной конкуренции, чтобы понять реально существующую неэффективность, такую как масштабная безработица или чрезмерная неустойчивость финансовых рынков. Основные виды несовершенной конкуренции : олигополия, монополистическая конкуренция.
4 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Монополистическая конкуренция тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Основные черты : – как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. выбирает подходящую цену и объем выпуска. Такую фирму называют PRICE SEARCHER ( «искателем» цены); – как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля; – отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен; – экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку). При несовершенной конкуренции производитель может позволить себе повысить цену, полагаясь на лояльность покупателей и не учитывая реакцию конкурентов на свои действия.
5 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Олигополия - небольшое количество крупных фирм - большое количество независимых потребителей - выбор потребителя ограничен небольшим число присутствующих на рынке производителей - предлагаемая на рынке продукция может быть как однородной, так и взаимозаменяемой (т.е. разной, но удовлетворяющей одну и ту же потребность). - в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция. - конкуренция не столь велика, как при большом количестве фирм, существенное место в ней занимают неценовые компоненты. Конкуренты соревнуются не столько в ценах, сколько в попытках показать исключительные достоинства своей продукции потребителю. - фирмы не могут свободно уйти и вернуться на рынок Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Примеры олигопольных рынков : производство автомобилей, шин, удобрений, выплавка металла
6 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Монополия - единственный продавец - выбор потребителя ограничен - предлагаемая на рынке продукция не имеет близких аналогов - конкуренции практически нет - назначает цену, исходя из собственных интересов, учитывая эффект масштабов производства. Поэтому такие фирмы называют PRICE MAKERS - высокие барьеры, препятствующие вхождению на рынок (юридические, политические, экономические) Примеры монопольных рынков : обычно предприятия общественного пользования (электрические, газовые, телефонные компании, метро, железные дороги), сырьевые.
7 Частичный ОграниченнаяВысокие Стандартная или дифференцированная Небольшое Олигополия Существуют Ограниченная Незначител ьный Монополисти- ческая конкуренция Довольно большое Дифференци- рованная, но не полностью взаимозаменяемая ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР Нет ПолнаяНет Однородная, стандартная Очень большое Совершенная конкуренция Полный Почти недоступна Очень высокие Уникальная Одна Монополия Контроль над ценами Доступность экономической информации Рыночные барьеры Характер продукции Количество фирм Тип структуры
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.