Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.teacherjournal.ru
1 Человек в зеркале искусства: жанр портрета Презентацию к уроку выполнила учитель истории и МХК ГБОУ СОШ 494 ЮАО г. Москвы Грязнова Мария Феногеновна
2 Цель урока: Познакомиться с историей развития портретного жанра; Познакомиться с историей развития портретного жанра; Увидеть различные образы в творчестве знаменитых художников, выполненных в разных стилях. Увидеть различные образы в творчестве знаменитых художников, выполненных в разных стилях. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Воспитание патриотического отношения к Родине.
3 Портрет ( от франц. – изображать, передавать «черта в черту») – это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в прошлом.
4 Основные принципы развития портретного жанра прогресс технических изобразительных навыков; и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности.
5 История портрета Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века...
6 Самый древний портрет Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
7 Древнеегипетский портрет Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозными, магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).
9 Древнегреческий портрет
10 У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними.
11 Сократ Перикл Сократ Перикл
12 Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.
13 Древнеримский портрет
14 Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расшире- нием круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.
15 Портрет Средневековья
16 Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.
17 Портрет Средневековья Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с XXII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно- художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре (особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.
18 Портрет Возрождения Рафаэль«Портрет Бальдассаре Кастильоне» Леонардо да Винчи «Джоконда»
19 Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей и поэтому он вышел на первый план в искусстве
20 А.Дюрер «Автопортрет» Рафаэль «Донна Велата» С.Боттичелли «Портрет молодой женщины» Г.Гольбейн Мл. «Портрет Эразма Роттердамского»
21 Портрет маньеризма Маньеризм - (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы.
22 Эль Греко В искусстве маньеризма портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения.
23 Э. Греко. Мужской портрет с рукой на груди.
24 Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо ( ), в котором художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.
25 ПОРТРЕТ 17 век В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живо- писи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.
26 Франц Хальс «Цыганка» В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Франц Хальс).
27 Диего Веласкес «Пряхи» Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов за всю историю жанра.
28 Значение крупнейших портретистов XVII века выходит далеко за пределы эпохи. Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г. АНТОНИС ВАН ДЕЙК Автопортрет 1630 г.
29 «Ночной дозор» Рембрандт Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой портрет- картину.
30 Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609 Питер Рубенс Антонис Ван Дейк «Портрет Карла I»
31 Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Рисунок портретов художников Антуана Ватто ( ), Франсуа Буше ( ) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.
32 А. Ватто. Меццетен. Ф. Буше. Концерт.
33 Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе ( ), воздвигнутый в Петербурге в гг.
34 ПОРТРЕТ 19 век XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоли- кости образов. В период романтизма портрет воспринимается как изображение внут- реннего «я» человека, наделенного свободой воли.
35 Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника- романтика Эжена Делакруа ( ).
36 РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
37 Портрет 20 и 21 веков. В портретном искусстве ХХXXI вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие. Человека, другое ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.
38 Обобщение и закрепление знаний Что такое портрет? Как развивался портретный жанр? Что влияет на развитие портретного жанра? На какие периоды можно разделить историю портрета? К какому времени относится самый древний портрет? Что такое «маньеризм» и каковы его особенности? Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке. Каковы особенности современного портретного жанра? Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?
39 Домашнее задание Художественно-творческое задание Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.
40 Подведем итоги Понравился вам урок? Понравился вам урок? Что больше всего вас заинтересовало? Что больше всего вас заинтересовало? Что нового вы узнали? Что нового вы узнали? Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок. Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.
41 Мне очень понравилось с вами сотрудничать. Благодарю вас за внимание. До новых встреч в мире прекрасного!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.