Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕкатерина Малкова
2 АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «КАЛМЫЦКАЯ СКАЗКА» ИЗ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» tochkapsy.ru
3 ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ: Из чего рождается наше отношение к герою, как формируется наша позиция ?
4 ЦЕЛЬ УРОКА: Понять, как формируется наше отношение к героям романа – Гриневу и Пугачеву, – в процессе анализа конкретного эпизода «Калмыцкая сказка».
5 ЗАДАЧИ УРОКА: Интерпретация. Что это такое? Как можно интерпретировать эпизод «Калмыцкая сказка»? Какие ценности лежат в основе той или иной интерпретации позиции героев романа? Какова авторская позиция? Какой ценностный выбор я сделаю?
6 Предлагаю подумать, как мы поймем, что достигли цели?
7 ПЕРВЫЙ ЭТАП. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Интерпретация. Что это такое? Можем ли мы не интерпретировать? Формирует ли интерпретация текста наш ценностный мир?
9 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – от лат. Interpretatio; в широком смысле – истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык. Метод литературоведения: истолкование смысла произведений в определенной культурно- исторической ситуации его прочтения. Индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения: интерпретация роли актёром, режиссером, музыкального произведения – пианистом и т.п.
10 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ГРИНЕВА Ничтожный бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны… принадлежат к резким недостаткам повести. (В.Г. Белинский) Среди людей особенно привлекают Пушкина ясные, добрые, бесхитростные души, незаметные герои и героини (Гринев, капитан Миронов и его дочь). Они служат для него оправданием его веры в благой смысл жизни. (Ю. Айхенвальд)
11 О ДРУГИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Художественная интерпретация – отклик на произведение Пушкина – в других произведениях искусства (фильмах, спектаклях, мультфильмах, поэзии и т.д.)
12 Сергей Есенин Марина Цветаева Драматическая поэма Статья «ПУГАЧЕВ» «ПУШКИН И ПУГАЧЕВ»
13 ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА апрвпоо СКАЗКА БАСНЯ ПРИТЧА Мораль четко сформулирована, является жанрово образующим элементом. «У сильного всегда бессильный виноват» Мораль не сформулирована, но в подтексте сказки всегда есть урок. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Мораль не сформулирована, ее каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Возможны разные интерпретации
14 ПРИТЧА «Не относитесь к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина» Агада (Сборник восточных сказаний и притч)
15 Второй этап. Интерпретация эпизода «Калмыцкая сказка» «Калмыцкая сказка»
16 РОМАН А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ГЛАВА 11 «МЯТЕЖНАЯ СЛОБОДА» ОТРЫВОК «КАЛМЫЦКАЯ СКАЗКА» ( Пугачев) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон- птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! Какова калмыцкая сказка? (Гринев) Затейлива, отвечал я ему. Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузись каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню…
17 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ «КАЛМЫЦКОЙ СКАЗКИ» Переведите текст этой притчи с образного языка на понятный, простой язык. Если бы вам эта притча встретилась сама по себе (в жизни, не в романе), как бы вы её объяснили? Подберите иллюстративные примеры к позиции орла и ворона, обратившись к литературным произведениям, биографиям известных людей, художественным фильмам и т.п.
18 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ «КАЛМЫЦКОЙ СКАЗКИ» Переведите текст этой притчи с образного языка на понятный, простой язык. С кем из героев притчи себя соотносит Пугачев? Представьте себя на месте Пугачева, подберите крылатые выражения, описывающие позицию Пугачева и аргументы в защиту его позиции.
19 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ «КАЛМЫЦКОЙ СКАЗКИ» Переведите текст этой притчи с образного языка на понятный, простой язык. Представьте себя на месте Гринева. Какой смысл вкладывает Гринев в свой ответ Пугачеву? Подберите крылатые выражения, описывающие позицию Гринева и аргументы, защищающие его позицию.
20 ТРЕТИЙ ЭТАП. КАКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЗИЦИЙ ГЕРОЕВ РОМАНА?
21 ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1. О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепло, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откровение, гл. 3) 2. Блаженны кроткие. (Мф. 5:5) 3. Претерпевший до конца спасется. (Мф. 10:25) 4. Легенда о Кудеяре. 5. Верный в малом и во многом верный, а неверный в малом – неверный и во многом. (Лук., 16:10) 6. Как можно не противиться злому, как защититься от злодеев, если злу не противостоять. (Мф. 5:39) 7. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Римл.12:21)
22 ЛЕГЕНДА О КУДЕЯРЕ Рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В пожилом возрасте предводитель шайки разбойников Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана и в этот момент дуб рухнул сам собой.Некрасова Кому на Руси жить хорошо
23 ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
24 АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЗВУЧИТ В СЛОВАХ ГРИНЕВА: Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! …Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.
25 ОБ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ « Сам способ превращения исторических героев в рупор авторских идей был Пушкину глубоко чужд Ю. Лотман
26 «Невозможность примирения враждующих сторон и неизбежность кровавой и истребительной гражданской войны открылась Пушкину во всем своем роковом трагизме» Ю.Лотман Об авторской позиции
27 ОБ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ «Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей» Ю.Лотман
28 Автор – носитель особой точки зрения на мир, на события и на самого рассказчика. Гринев – свидетель и летописец. Пушкин – гений, обобщающий рассказанное. В результате читатель понимает больше рассказчика Гринева – ему доступнее образная иносказательность романа и его особенная поэтическая сила.
29 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
30 ОБЕРНЕМСЯ НАЗАД Можем ли мы считать, что цель урока достигнута? Насколько эффективна была наша работа? Что нам помогало в достижении цели?
31 ЦЕЛЬ УРОКА: Понять, как формируется наше отношение к героям романа – Гриневу и Пугачеву, – в процессе анализа конкретного эпизода «Калмыцкая сказка».
32 СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Что особенного было на этом уроке? Что я понял благодаря этому уроку?
33 . ОТРЫВКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.С.ПУШКИНА Деревня (1819) Учуся в Истине блаженство находить Свободною душой Закон боготворить… Поэту Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум… К снегирю Прав ты, прав, о сын природы, Вольным всюду жизнь сладка: Где не светит луч свободы Хлеб постыл там, соль горька! К Чаадаеву (1821) Поспорим, перечтем, посудим, побраним, Вольнолюбивые надежды оживим…» Кавказский пленник Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире Отступник света, друг природы Покинул он родной предел, И в край далекий полетел С веселым призраком свободы.
40 Как Вы думаете, в каких ситуациях в жизни может пригодиться опыт такого выбора?
41 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Поэт издалека заводит речь, Поэта далеко заводит речь. Марина Цветаева Подумайте над этими строчками. Как бы вы объяснили их в контексте нашего урока? Эссе «Что бы я ответил Пугачеву на вопрос о том, какова «Калмыцкая сказка?»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.