Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСветлана Скарятина
1 В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Делу – время, потехе час.
2 Цели урока: расширить знания детей о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.
3 Речевая разминка Драчун Петя. Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, Сам ты в этом виноват! Драчунов и нытиков Пусть исправит Критика.
4 Проверка домашнего задания Выразительное чтение рассказа В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка»
5 Виктор Владимирович Голявкин
6 Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художественное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника. В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Гогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в гг.).
7 Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, увенчивается чаще всего парадоксальной острой концовкой. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967 г.). Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей Голявкина. Тут и созданные на современном материале совесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще тот»); и произведения, рассказывающие о прошлом, вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964 г.) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг вовсе не героизм, а обязательное условие, «духовная необходимость» для такого рода людей.
8 Повесть «Полосы на окнах» (1971 г.) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965 г.). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы. Не строго автобиографичен и адресованный взрослым роман «Арфа и бокс» (1969 г.). Роман ожидала судьба первой книги головинских рассказов для взрослых: он был хорошо принят читателями и не замечен критикой. О взрослой прозе Голявкина писали па редкость мало. Для голявкинских рассказов характерна причудливая игра со словом, когда разнообразные манипуляции, вплоть до смещения ударений (как в рассказе «Каково»), придают словам необычную пластику, они как бы текут, и такое «перетекание» зачастую и составляет весь сюжет. Его проза графична, в связи с ней уместно вспомнить о графике СМ. Эйзенштейна, который рисовал замкнутым контуром, и выдвинутом им в связи с этим понятием «омнипотентность».
9 Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Голявкин русский «сезанист»: уроки импрессионистов восприняты и по-своему использованы мастерами «Бубнового валета», его излюбленные теплые и звучные тона (среди красок преобладают кармин и охра) напоминают не столько о французских первоисточниках, сколько о южной школе живописи, например о творчестве раннего М. Сарьяна. Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Москве (1957 г.), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975 г.). В 1990 прошла персональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода были приобретены Государственным русским музеем. Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.
12 Словарно-лексическая работа. ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.
13 Словарно-лексическая работа. Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать.) у гадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку). Подберите антоним к слову: с кучно (весело, интересно, увлекательно). Объясните выражения: Гляди-ка, парень как рот раскрыл. Попусту не катайся.
14 Чтение рассказа учащимися. С. 29 – 34 Работа над содержанием. От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием? Почему герой попадает в нелепые ситуации? Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор? Выразительное чтение по ролям.
15 Домашнее задание написать мини-сочинение о прогульщике. Итог урока В чем основная мысль рассказа? Что бы вы посоветовали герою рассказа? Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям? Что вы узнали об авторе? Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока. Драчун Петя. Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, Сам ты в этом виноват! Драчунов и нытиков Пусть исправит Критика.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.