Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРаиса Деденева
1 Жестокое обращение с детьми
2 Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
3 Виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
4 Три уровня жестокого обращения - минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна. - средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем. - критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.
5 Основные задачи работников образовательных учреждений и других учреждений системы профилактики: Проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми; Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми; Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми; Проводить работу по реабилитации жертв насилия.
6 Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность по предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим от жестокого обращения и насилия. 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Конституция РФ; 3. Семейный кодекс Российской Федерации; 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 5. Уголовный кодекс Российской Федерации; 6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»; 7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; 9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»; 10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; 11. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании»;
7 Существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
8 Уголовная ответственность Уголовная ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).
9 Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
10 Гражданско-правовая ответственность Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный несовершеннолетним (ст ГК РФ). К дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
11 Действия специалистов образовательных учреждений Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему :
12 - психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту; - неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка; - изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми); - проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания; - отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле; - повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.); - враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери; - сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; - судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара); - чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
13 - демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса; - обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений; - повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре); - прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой; - случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста; - ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.
14 Алгоритм действия педагога при подозрении на жестокое обращение с ребенком 1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. 2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении). 3. При втором и третьем уровнях жестокого обращения организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).
15 Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие. Сообщить руководителю образовательного учреждения. Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями -специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования). Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них. При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО. Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем. При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).
16 При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на Совете профилактики (педагогическом Совете школы) об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В образовательном учреждении должна быть размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация работе КДН и ЗП. В образовательном учреждении необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.).
17 Алгоритм действий в случае установления факта насилия по отношению к ребенку Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние; Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка; Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья; При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации; Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком; При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации;
18 При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо:
19 - немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком; - руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, полицию, прокуратуру, Управление образования для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка (приложение 1); - педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия (приложение 2).
20 В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо: - совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения; - непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации; - направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
21 Своевременная профилактика и выявление случаев жестокого обращения с детьми, оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь, здоровье и обеспечить их защиту.
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.