Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаксим Епифанов
1 Новые риски здоровья современных детей г.Сочи, 28 июня 2013 г. Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» tochkapsy.ru
2 Качество образования Эффективность обучения (получение знаний и умение ими пользоваться) Социальное, личностное и когнитивное развитие Благоприятная социально- психологическая адаптация Выбор траектории дальнейшего обучения и развития Сохранение и укрепление здоровья
3 Факторы, оказывающие влияние на развитие и здоровье детей Здоровье ребенка Генетические Организация медицинской помощи Экологические Социальные Школьные факторы риска Факторы семейного риска Социокультурные факторы риска Организация профилактической работы
4 Факторы социокультурной среды, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребенка ШКОЛА (ШФР) ЗДОРОВЬЕ - физическое - психическое - психологическое ШФР + ФСР - Поведенческие расстройства - Трудности в обучении - Ухудшение физического здоровья - Нарушение психического здоровья - Конфликты с педагогами - Конфликты с родителями - Девиантное поведение СЕМЬЯ (ФСР)
5 Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, оскорбления, угрозы, запугивание речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР: комплексность, одновременность и длительность влияний; действие в период высокой чувствительности организма; низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективность взаимодействия педагогов с родителями.
6 Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; комплексность, одновременность и длительность влияний; действие в период высокой чувствительности организма; низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.
7 Социокультурные факторы риска, оказывающие негативное влияние на развитие и здоровье ребенка низкий уровень культуры здоровья в семье и в обществе; отсутствие системы профилактики вредных привычек; Формирование новых видов зависимостей и отсутствие в обществе понимания сложности и серьезности этой проблемы; отсутствие системы просвещения родителей; высокий уровень нестабильности, напряженности, агрессивности в обществе.
8 Общая характеристика детей с отклонениями в состоянии здоровья Функциональное состояние - Астенизация - Высокая истощаемость и утомляемостью - Низкая, неустойчивая работоспособность с резким снижением. - Трудности концентрации внимания и коррекции деятельности. -Сниженный фон настроения, вялость, апатия. -Раздражительность, плаксивость (агрессивность). -Резкие перепады настроения. -Сниженный иммунитет (частая заболеваемость) Учебные проблемы - Низкая мотивация, отказ от учебы. - Комплексные трудности обучения (письмо, чтение, математика). - Повышенная тревожность. - Резкое ухудшение состояния и рост школьных проблем к середине года
9 Проблемы поведения - Трудности контактов со сверстниками, конфликты, агрессивность. - Трудности взаимодействия со взрослыми. - Гиперактивность (вялость, заторможенность). - Отвлекаемость. - Импульсивность. Жалобы -Тошнота. -Головные боли, боли «в животе». -Усталость. -Страхи. -Беспокойство, бесцельная активность, повышенная возбудимость. -Проблемы сна. -Отсутствие аппетита. -Навязчивые движения.
10 Тактика работы с детьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья 1. Детям с отклонениями в состоянии здоровья не рекомендуются интенсивные программы обучения. 2. Общий режим дня этих детей не должен быть перегружен дополнительными занятиями. 3. Спортивную секцию (занятия) необходимо выбирать с учетом рекомендаций врача (педиатра, невролога). 4. Детям с отклонениями в состоянии здоровья необходим щадящий школьный режим (по возможности один день в середине недели (лучше в четверг) сделать разгрузочным). В этот день ребенок может не ходить в школу, что позволит выспаться, больше погулять (но домашние задания нужно выполнить) и снять эмоциональное и физическое напряжение. 5. Необходимо строго соблюдать сроки возобновления занятий физкультурой после болезни. 6. При резком снижении работоспособности, жалобах на усталость в любое время года можно организовать мини- каникулы на 3–4 дня.
11 7. Необходимо следить за соблюдением режима дня, необходимы полноценный сон, прогулки и т.п. 8. Не рекомендуются в 1 классе дополнительные занятия (музыкой, иностранным языком и т.п.). Если ситуация нормальная, то со 2 класса можно постепенно вводить дополнительные занятия. 9. Необходимо соблюдать правила и время выполнения домашних заданий. Категорически запрещается выполнение домашних заданий после 18–19 часов. 10. Очень важно спокойное отношение к возникающим проблемам и конструктивное решение их вместе с учителем и врачом. О рекомендациях врача обязательно должен знать учитель. 11. Следует внимательно относиться ко всем жалобам ребенка. 8. Необходимо найти варианты индивидуальной работы по изучению пропущенного из-за болезни учебного материала. 12. При планировании любой работы следует учитывать сниженный уровень работоспособности, высокую истощаемость. Дети с отклонениями в состоянии здоровья не могут работать быстро и долго с высокой эффективностью. 13. Не стоит фиксировать внимание ребенка на болезни, подчеркивать его плохое здоровье.
12 Что необходимо учесть при организации помощи часто, долго болеющим детям Повышенную утомляемость. Резкое снижение работоспособности (индивидуальное объяснение заданий, меньший объем, не вызывать с места к доске). Повышенную тревожность, неуверенность, страх неудачи (психологическая поддержка, подбадривание, обсуждение проблем только «с глазу на глаз»). Трудности контактов со сверстниками (поддержка учителя, родителей, соучеников). Трудности контактов со взрослыми – учителем, родителями (адекватные требования, спокойная реакция, конструктивная помощь). Школьные трудности (единая согласованная тактика взаимодействия учителей, родителей и специалистов при организации помощи).
13 Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Адекватная среда жизнедеятельности не должна нарушать нормальный рост, развитие, психическое и физическое здоровье детей Направления здоровьесберегающей деятельности Инфра- структура ОУ Рациональная организация учебного процесса Рациональная организация физкультурно- оздоровительной работы Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Просветительская Работа (ученики, учителя, Родители) Профилактические оздоровительные мероприятия
14 Этапы разработки программы для образовательного учреждения Первый этап (предварительный) – анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе: организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); Выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учетом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования. Программа для формирования здорового и безопасного образа жизни для образовательного учреждения Второй этап – реализация программы Третий этап – оценка эффективности программы
15 Системная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников Система образования Система здравоохранения - Создание здоровьесберегающей среды, режима, нагрузки; - педагогическая профилактика вредных привычек; - формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; - просветительская работа (школьники, педагоги, специалисты, родители) - профилактические мероприятия; - санитарно-гигиенический мониторинг; - мониторинг состояния здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья; - оздоровительные мероприятия; - просветительская работа (школьники, педагоги, специалисты, родители)
16 Учебно-методический комплект Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного» Разработан в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2004 гг.» А В Т О Р Ы : БЕЗРУКИХ Марьяна Михайловна, д.б.н., академик РАО МАКЕЕВА Александра Германовна, к.п.н., с.н.с. ФИЛИППОВА Татьяна Андреевна, к.б.н., с.н.с. Институт возрастной физиологии РАО
17 УМК «Все цвета, кроме черного» - программа формирования здорового образа жизни (профилактики вредных привычек для учащихся классов)
18 УМК «Разговор о правильном питании»
19 Спасибо за внимание! ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: (499)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.