Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Дворцов
1 « КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного исследования Смирнова Валентина Александровна СПб ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства», г. Санкт-Петербург, преподаватель психолого-педагогических дисциплин
2 Метод - это (от греч. мetodos путь к чему-либо) это способ деятельности в любой ее форме; нормативная модель исследовательской деятельности; способ (определенная последовательность действий, приемов, операций) познания объективной действительности 2
3 Методология учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности; учение о методе. 3
4 Эмпирические Теоретические это методы, следуя которым, исследователь реально взаимодействует с исследуемым как объектом исследования (беседа, эксперимент) или с "продуктом" деятельности последнего (архивный метод, наблюдение, измерение, опрос) это методы, следуя которым, исследователь "взаимодействует" с моделью объекта исследования, которая формируется в его воображении, то есть с "мыслительной" моделью. Методы познания (исследования) 4
5 Эмпирические методы Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов. Описание – фиксация средствами языка сведений об объекте. Измерение – сравнение объектов по каким-либо свойствам и сторонам. Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях. Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для объектов свойств и признаков. 5
6 Эмпирические методы Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения (Пример: модель фюзеляжа самолета для определения потоков воздуха). Опросные методы – коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. 6
7 Опросные методы Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Интервью – разновидность беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Анкетирование – письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Открытое (без готовых ответов на выбор) и закрытое (каждый вопрос дает для выбора готовые ответы), а также смешанное. 7
8 Теоретические методы Формализация – построение абстрактных моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом. Гипотеко-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах 8
9 Анализ - разложение объекта на составляющие его части. Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое. Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему. Абстрагирование - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект. Индукция - процесс выведения общего положения из ряда единичных фактов. Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Аналогия – вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке. Моделирование - воспроизведение свойств объекта на специально устроенном его аналоге - модели. Исторический метод - воспроизведение истории объекта с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. Классификация - распределение объектов по классам в зависимости от их общих признаков. 9
10 Задание 1. Приведите примеры использования архитектором методов исследования 10
11 Задание 2. Определите методы, которые можно использовать при организации исследования по следующим темам: - В поисках идеального города - Определение влажности воздуха в помещении и его влияние на самочувствие человека - Как люди выбирают профессию - Роль отметки в учебной деятельности 11
12 Задание 3. 1) заполните карту наблюдений; 2) составьте анкету с учетом основных требований к ее содержанию. 12
13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 13
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.