Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФилипп Глотов
5 Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
6 На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте 56 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «без речевым». На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено. В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень, характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.
7 Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия проявляется двумя основными синдромами нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски (просодической стороны). Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Степени выраженности дизартрии: При тяжелой степени (анартрия) отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры. При средней тяжести (выраженная псевдобульбарная дизартрия) возможна подвижность отдельных мышечных групп и некоторая артикуляция звуков. Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется нерезко выраженной неврологической симптоматикой, смазанностью, назализацией, имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением.
8 Просодика – это интонационно-выразительная окраска речи. У детей со стертой дизартрией она резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
9 Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных. Дикция – четкое, внятное выразительное произношение слов. Пауза – прерывание звучания на определенный отрезок времени Интонация – мелодический оборот, имеющий выразительное значение. Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
10 Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы. Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. Тембр голоса – окраска, качество звука.
11 Работа над ритмом. Цель: развивать чувство и восприятие ритма. Логоритмические минутки. Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами. Работа над паузой. Работа по развитию высота голоса. Цель: научить детей повышать и понижать голос. Работа над интонацией. Цель: научить передавать эмоции голосом. Работа над дикцией. Цель: научить четко выговаривать слова.
12 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
13 Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
14 Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Трубочка. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 5. Заборчик - Улыбка - Трубочка Чередование положений губ.
15 Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
16 Статические упражнения для языка 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
17 Динамические упражнения для языка. 1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 3. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 4. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 5. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 6. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 7. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
18 Барабанщик. Дятел. Пулемет. Моторчик. Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Внимание! 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек салфетки. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
19 Фокус. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
20 Речевое дыхание – дыхание в процессе речи. Речевое дыхание непосредственно сопровождает Процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: - более быстрым вдохом и замедленным выдохом; - значительным увеличением дыхательного объема; - преимущественно ротовым типом дыхания; - максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
21 Существуют следующие виды дыхания: 1. Нижнее (диафрагмальное) - это когда в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя. 2. Среднее (грудное)- в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько поднимается вверх. 3. Верхнее (ключичное) - дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть. 4. Смешанное - «полное дыхание йогов», объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких.
22 Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.. Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики 1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им. 2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. 3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. 4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
23 1. Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки. 2. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 3. Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
24 4. Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. 5. Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 6. Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
25 7. Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. 8. Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. 9. Свеча. Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. Все упражнения на дыхание выполняются ТОЛЬКО под КОНТРОЛЕМ ВЗРОСЛОГО !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.