Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Бережинская
1 Тема научного исследования АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ СКФО И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
2 Цели и задачи исследования Цель НИР – выявление особенностей и факторов структурных изменений и эффективности структурной политики в условиях социально-экономической нестабильности на Северном Кавказе. Задачи: 1. Оценка текущей социально-экономической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе 2. Анализ структуру экономики регионов СКФО и выявление основных тенденций и факторов ее формирования 3. Анализ эффективности структурной и социально-экономической политики в регионах Северного Кавказа Рабочая гипотеза НИ: Негативные тенденции структурных изменений в экономике СКФО обусловлены низким уровнем социально- экономического развития и отсутствием эффективной структурной политики на Северном Кавказе.
3 Полученные результаты 1. Выявлены тенденции и фактору структурных изменений в регионах СКФО свидетельствующие, что структура и пропорции экономики округа формировались не последовательной государственной политикой, а явились формой стихийного приспособления экономики к особенностям системного кризиса на Северном Кавказе. 2. Обосновано, что ключевой причиной социально-экономической стагнации в регионах Северного Кавказа является просчеты в процессе формирования и реализации региональной экономической политики и отсутствие четкой и активной структурной политики в СКФО.
4 ТАБЛИЦА 1 - СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА СКФО (%) 2004 г.2010 г.2013 г. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 21,914,513,8 Рыболовство, рубоводство 0,1 Добыча полезных ископаемых 1,80,8 Обрабатывающие производства 10,59,28,6 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,743,5 Строительство 7,712,311 Оптовая и розничная торговля 19,52220,5 Гостиницы и рестораны 0,82,33,6 Транспорт и связь 10,58,77,2 Финансовая деятельность 0,20,30,2 Операции с недвижимым имуществом, аренда 4,34,74,3 Государственное управление и обеспечение военной безопасности 5,79,111,7 Образование 5,55,46,4 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,45,56,7 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,41,11,6
5 ВРП РФ - всего Центр альны й ФО Северо - Западн ый ФО Приво лжски й ФО Ураль ский ФО Сибир ский ФО Дальн евосто чный ФО Южны й ФО Северо - Кавказс кий ФО 2010 г.10035,910,31513,611,15,56,22, г.10035,110,315,814,110,25,26,52,5 Таблица 2 - Удельный вес федеральных округов в ВРП РФ (%) Ни в одном из субъектов СКФО ВРП на душу населения не доходит до среднего уровня по стране. В 2013 году по размеру ВРП на душу населения отставание от среднероссийского уровня по регионам СКФО составляет от 2,2 раза (Ставропольский край) до 4,3 раза (Чеченская Республика) при общем отставании округа в целом в 2,6 раза. По производству ВРП на душу населения СКФО отстает не только от среднероссийского уровня, но и от всех федеральных округов – от 1,8 раза (Южный федеральный округ) до 4,4 раза (Уральский федеральный округ).
6 СКФО промышленность сельское хозяйство 17 21,9 12,9 13,8 Республика Дагестан промышленность сельское хозяйство 13,1 22 6,1 15,2 Республика Ингушетия промышленность сельское хозяйство 13,5 27,7 9,4 6,1 Кабардино-Балкарская Респ. промышленность сельское хозяйство 12,2 33,7 19,8 17,6 Карачаево-Черкесская Республика промышленность сельское хозяйство 18,7 24,1 21,5 20 Респ. Северная Осетия-Алания промышленность сельское хозяйство 16,3 17,7 12,2 17,3 Чеченская Республика промышленность сельское хозяйство 17,9 6,7 7,5 8,3 Ставропольский край промышленность сельское хозяйство 21 20,8 18,1 12, СКФО услуги руночной инфо-ру социальные услуги 36,7 16,6 37,4 24,8 Республика Дагестан услуги руночной инфо-ру социальные услуги 41,5 13,6 43,2 18,8 Республика Ингушетия услуги руночной инфо-ру социальные услуги 18,3 30,8 27,7 41,4 Кабардино-Балкарская Респ. услуги руночной инфо-ру социальные услуги 31,4 15,8 28,9 25,4 Карачаево-Черкесская Республика услуги руночной инфо-ру социальные услуги 30,7 21, ,1 Респ. Северная Осетия-Алания услуги руночной инфо-ру социальные услуги 37,7 20,8 32,6 31 Чеченская Республика услуги руночной инфо-ру социальные услуги 21,9 37, ,6 Ставропольский край услуги руночной инфо-ру социальные услуги 37,7 14,2 39,1 22,6 Таблица 3 – Изменение доли промышленности и сельского хозяйства в ВРП регионов СКФО (%) Таблица 4 – Изменение доли сферу услуг в ВРП регионов СКФО (%)
7 Затраты организаций производства на технологические инновации Затраты на информационные и коммуникационные технологии Затраты организаций на маркетинговые исследования Затраты организаций на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями РФ 1112,41245,72,12,2 Центральный федеральный округ 305,2370,91,60,3 Северо-Западный федеральный округ 164,2940,10,07 Приволжский федеральный округ 45,2102,10,20,5 Уральский федеральный округ 284,8110,70,070,8 Сибирский федеральный округ 130,9690,020,08 Дальневосточный федеральный округ 132,644,20,0070,4 Южный федеральный округ 44430,80,080,05 Северо-Кавказский федеральный округ 5,6240,00020,003 Таблица 5 - Затраты организаций на инновационные технологии и исследования в 2013 г. (млн. руб.)
8 РФ, % СКФО, % СКФО в % от РФ Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельностью в общем числе обследованных организаций 10,15,958,4 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 17,78,749,2 Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий 4,82,450 Таблица 6 – Доля организаций, осуществляющих инновации и инновационных товаров и услуг в общем числе организаций и отгруженных товаров, 2013 г.
9 Стоимость основных фондов в экономике регионов СКФО в расчете на душу населения в 2,7 раза меньше, а в расчете на 1-го экономически активного жителя в 2,4 раза меньше, чем в среднем по стране. СКФО Добыча полезных ископаемых 52,5 Обрабатывающие производства 39,7 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 31,3 Таблица 7 – Степень износа основных фондов по промышленным видам экономической деятельности, 2013 г., %
10 Фактору оказывающие влияние на долю отраслей в структуре ВРП: Уменьшение доли промышленности: - высокая степень износа основных фондов в промышленности - недостаток инвестиций для технологической и инновационной модернизации производства Уменьшение доли сельского хозяйства: - преобладание мелкотоварных крестьянских хозяйств - чрезмерный износ имеющейся и отсутствие современной сельскохозяйственной техники и ирригационной системы - низкий уровень производственной, руночной, перерабатывающей и сбытовой инфоаструктуру - массовый отток сельского населения в иные сферу деятельности (торговлю, обслуживание и др.) в связи с процессами урбанизации и нежеланием молодежи заниматься физическим трудом
11 Фактору оказывающие влияние на долю отраслей в структуре ВРП: Увеличение доли социальных услуг: -тенденция естественного прироста населения -высокий уровень региональной конфликтогенности Увеличение доли торговли: - высокая безработица и незанятость молодого населения - высокий стандарт жизни в республиках Северного Кавказа и предприимчивость и активность молодежи -возможность сосредоточения теневого оборота Строительство: - прирост населения и сильный институт брака на Северном Кавказе вызывают потребность в жилье - наличие природных ресурсов для развития строительства - возможность теневого заработка в сфере строительства
12 Обосновано, что ключевой причиной социально-экономической стагнации в регионах Северного Кавказа является просчеты в процессе формирования и реализации региональной экономической политики и отсутствие четкой и активной структурной политики в СКФО. Результат исследования
13 1. Отсутствие законодательных основ структурной политики затрудняет процесс государственного регулирования структурных преобразований в экономике СКФО. Задачи структурной политики в России и регионах частично реализуются средствами проводимой социально-экономической политики путем принятия федеральных и региональных концепций и стратегий, целевых программ, отраслевых стратегий и программ развития.
14 Реализуемые в СКФО проекты: 1. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 год 2. Государственная программа «Социально- экономическое развитие СКФО на период до 2025 года» 3. «ФЦП «Юг России» ( гг.) 4. Корпорация АО «Курорты Северного Кавказа» 5. АО «Корпорация развития Северного Кавказа» 6. Ряд федеральных программ по различным социальным и экономическим проблемам развития входящих в СКФО субъектов РФ. В мае 2014 г. было создано Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (Минкавказ России)
15 2. В Стратегии СКФО–2025 не определены стратегические приоритеты, количественные показатели по развитию, а также пропорции важнейших для СКФО базовых отраслей - промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли г.2013 г. РФ в % к СКФО РФ в % к СКФО Объем отгруженных товаров, работ, услуг (промышленность)572,5649,9 Продукция сельского хозяйства 83,082,1 Объем работ по виду деятельности «Строительство»210,3203,4 Объем розничной торговли 133,8130,4 Таблица 8 - Сравнение макроэкономических показателей отраслей по РФ и СКФО в расчете на душу населения
16 3. В Стратегии СКФО–2025 приводится большой перечень инвестиционных проектов, однако при этом не указано количество финансовых средств и их источники РФ в % к СКФО 218,1192,5210,4207,8207,2 Распределение инвестиций не поддается планированию и отбору по приоритетности отраслей. Стихийное инвестирование, не учитывающее мультипликационные эффекты, приводит к диспропорциональному развитию экономики регионов СКФО. Таблица 9 - Инвестиции на душу населения в РФ и СКФО, тыс. рублей 4. В Стратегии СКФО до 2025 года отсутствуют количественные и качественные ориентиру развития инновационной сферу и инновационной модернизации экономики субъектов СКФО.
17 5. Курс на диверсификацию экономики СКФО через создание туристического кластера не был увязан с вопросами обеспечения безопасности в регионах СКФО. В итоге Правительством РФ было принято решение свернуть развитие рядя курортов, входивших в проект «Курорты Северного Кавказа». В числе приоритетных зон, где будут развиваться горнолыжные курорты, остались проекты «Архыз» (Карачаево-Черкесия), «Эльбрус-Безенги» (Кабардино-Балкария) и «Ведучи»(Чечня).
18 6. Проект «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК) не дал тех результатов, которуе от него ожидались, в связи с недостаточным количеством инвестиционных инициатив, невысоким профессионализмом инициаторов и отсутствием благоприятной среды С сайта компании: «В Стратегии определены следующие задачи для Корпорации на годы: Содействие привлечению дополнительных инвестиций в СКФО в объеме не менее 70 миллиардов рублей за счет частных инвесторов Содействие реализации в СКФО не менее 120 инвестиционных проектов, создание до 35 тыс. новых рабочих мест Формирование в течение 3-х лет собственного инвестиционного портфеля, состоящего из проектов» В итоге, в СКФО реализуются 7 инвестиционных проектов, запущенных корпорацией, четыре из которух реализуются в Ставропольском крае, и по одному в КЧР, КБР и Чечне.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.