Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛариса Дворцова
1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ БУХАНИСТОВ А.А.- ЛАУРЕАТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2001»
2 Обычному человеку путь от А до Я абсолютно очевиден, и они считают, что тут нет места для объяснений, а УЧИТЕЛЬ должен видеть ступеньки этого пути, объяснения. 2
3 ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС? Эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия. 3
4 Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс современная форма проведения обучающего тренинга- семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области, class - занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят. 4
5 СЧИТАЮ, ЧТО : Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс для учителей это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Основной целью мастер-класса является обмен опытом с коллегами. Мастера своего дела делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс - это передача действующей технологии. Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас. 5
6 В мастер-классе должно четко прослеживаться, что именно представляет учитель - прием, метод или технологию. Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты даёт. Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции, но и играть в течение всего мастер-класса тоже не стоит. Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и участников вашего мастер-класса, аудиторию. Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам. Почти всегда приветствуется юмор, возможно привлечение членов жюри в происходящее. В качестве рефлексии можно попросить коллег - преподавателей других предметов ответить на вопрос, что они могли бы взять для осуществления собственной педагогической деятельности из проведенного мастер-класса. 6
7 КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ-МАСТЕР? Это человек, прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. 7
8 КАКОВА ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА? Позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности. 8
9 9 Мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Мастер через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога. Мастер работает вместе со всеми, передаёт авторские технологии.
10 АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЮТСЯ ЧЕРЕЗ: Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); Мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; Пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников); 10
11 Умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; Искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия; Педагогическую импровизацию: умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; 11
12 АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЮТСЯ ЧЕРЕЗ: Психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; Коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию, чувство времени 12
13 ЛИЧНОСТНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников. Равенство всех присутствующих, мастер не должен быть «над». Сравнение результатов без духа соревновательности. Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 13
14 КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА? 1. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов и учащихся. 2. Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды. 3. Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии 14
15 КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА? Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующий поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников. 15
16 КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР- КЛАССА? Технологический подход (А.В.Машуков) Индукция СоциализацияРефлексия Разрыв Афиширование Социо- конструкция Само- конструкция 16
17 КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА? Технологический подход (Г.А. Русских) Краткая характеристика основных идей технологии Рефлексия Определение проблем в работе учителя- мастера Определение перспектив в работе учителя- мастера Проведение имитационной игры 17
18 КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА Презентативность Эксклюзивность Прогрессивность Мотивированность Оптимальность Эффективность Технологичность Артистичность Общая культура 18
19 КАКОВЫ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАСТЕР-КЛАССА? 1. Мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе; 2. Методически грамотное построение показа форм, методов организации педагогической деятельности; 3. Рефлексия деятельности Мастера и участников. 19
20 КАКОВ ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА? 1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: 1. Краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся; 2. Краткое обоснование основных идей технологии; 3. Описание достижений в опыте; 4. Доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов и техник; 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя. 20
21 КАКОВ ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА ? 2-ой шаг. Представление системы уроков: 1. Описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта; 2. Определение основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям. 3-ий шаг. Имитационная игра. Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы. 21
22 4-ый шаг. Моделирование: 1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею; 2. Обсуждение авторских моделей урока 5-ый шаг. Рефлексия. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса 22
23 ПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ Выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в пе 6 педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. 23
24 МОТИВИРОВАННОСТЬ Наличие приёмов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. Оптимальность Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. 24
25 ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). Артистичность Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта. Общая культура Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. 25
26 ИТАК, ОБОБЩАЯ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ВЫШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, МОЖЕМ ВЫДЕЛИТЬ ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ МАСТЕР-КЛАССА, А ИМЕННО: новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер- класса; формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. 26
27 Литература Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно- методическое пособие. – М. : АПКиППРО, – 168 с. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, с. 27
28 28 А дальше сами сами… Желаю вам успехов!!! Творчества и вдохновения!!! С наилучшими пожеланиями Сан Саныч.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.