Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛариса Судиенко
1 МБДОУ «Детский сад 44 «Белоснежка» города Тамбова « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста » Воспитатель I категории Бухарина Татьяна Александровна
2 «Руки – это видимая часть полушарий головного мозга» Э. Кант Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
3 Развитие мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга. «Развитие движений руки способствует развитию речи» «Развитие движений руки способствует развитию речи» Академик В. М. Бехтерев «Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.» «Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.» М. М. Кольцова – доктор медицинских наук «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Академик И. П. Павлов
4 Цели способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; повысить уровень речевой компетентности детей; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук. добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
5 Целевые ориентиры Развивать творческие способности; Развивать творческие способности; активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой; активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой; формирование усидчивости; формирование усидчивости; создавать эмоциональный положительный настрой; создавать эмоциональный положительный настрой; развивать чувствительность всех органов; развивать чувствительность всех органов; знакомить с сенсорными эталонами; знакомить с сенсорными эталонами; развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве; работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать умение выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений. формировать умение выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
6 -работа должна быть систематичной и постоянной; -работа должна быть систематичной и постоянной; -работа должна соответствовать уровню обще моторного, психического развития ребенка; -работа должна соответствовать уровню обще моторного, психического развития ребенка; -работа должна соответствовать возрастным требованиям; -работа должна соответствовать возрастным требованиям; -работа должна приносить ребенку радость. -работа должна приносить ребенку радость. Условия эффективности работы по развитию мелкой моторики Условия эффективности работы по развитию мелкой моторики
7 Этапы разучивания игр: Взрослый сначала показывает игру малышу сам; Взрослый сначала показывает игру малышу сам; Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка; Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка; Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст; Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст; Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст; Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст; Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
8 Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки; кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки; прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.); прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.); клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук; клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук; кастаньеты для отстукивания ритма; кастаньеты для отстукивания ритма; шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки; шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки; игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна; игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна; сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей; сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей; «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений; «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений; грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа; грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа; крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; сетки для раковины и разноцветные ленточки; сетки для раковины и разноцветные ленточки; «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом); «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом); макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки. макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
10 Группы пальчиковых игр 1 группа. Упражнения для кистей рук. 1 группа. Упражнения для кистей рук. -Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. -С их помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук. -С их помощью детей учат переключать внимание детей с одного движения на другое. 2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические. 2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические. -С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки. 3 группа. Упражнения для пальцев динамические. 3 группа. Упражнения для пальцев динамические. -С их помощью развивают точную координацию движений. -С их помощью учат сгибать и разгибать пальцы рук. 1. Примеры игр: «Заготовим капусту», «Заготовим капусту», «Месим тесто», «Месим тесто», «У оленя дом большой» «У оленя дом большой» 2. Примеры упражнений: «Ножницы» «Очки» «Очки» «Коза» «Коза» «Зайка» «Зайка» «Кошка» «Кошка» 3. Примеры упражнений: «Семья», «Пальчики здороваются» «Пальчики здороваются» «Этот пальчик хочет спать» «Этот пальчик хочет спать» «Мы делили апельсин» и т.д. «Мы делили апельсин» и т.д.
11 Пальчиковые игры на фольклорном материале «Этот пальчик хочет спать…» «Этот пальчик хочет спать…» «В гости к пальчику большому…» «В гости к пальчику большому…» «Как у нашего кота…» «Как у нашего кота…»
12 Пальчиковый игротренинг Пальчиковый игротренинг Самомассаж пальчиков Самомассаж пальчиков Театр пальчиков и языка Театр пальчиков и языка Пальчиковая игра Пальчиковая игра Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда и т.д.). Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда и т.д.). Уникуб Уникуб Сухой бассейн Сухой бассейн
13 Пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д. развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д. В работе по развитию мелкой моторики очень эффективно использовать театрализованные игры: В работе по развитию мелкой моторики очень эффективно использовать театрализованные игры: -пальчиковый театр, -пальчиковый театр, -перчаточный театр, -перчаточный театр, -настольный театр, -настольный театр, -бибабо. -бибабо.
14 Взаимодействие с родителями Ознакомить родителей с целями и задачами, с планом работы. Ознакомить родителей с целями и задачами, с планом работы. Привлечь родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики, организовать помощь в изготовлении игр и пособий. Привлечь родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики, организовать помощь в изготовлении игр и пособий. Пригласить родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов. Пригласить родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов. Подготовить папку передвижку для ознакомления родителей с пальчиковыми играми. Подготовить папку передвижку для ознакомления родителей с пальчиковыми играми.
15 Распространение педагогического опыта Maam.ru Maam.ru byxarina1970simplesite.com byxarina1970simplesite.com Docme Docme
16 Наши пальчики играют…
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.