Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Юрлов
1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
2 Учебный процесс студентов это умственный труд, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы
3 Для большинства современных профессий интеллектуальной деятельности характерны :. -ускоренный темп; -резкое увеличение объема и разнородности информации; -дефицит времени для принятия решений, -возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности.
4 Характерные физиологические особенности интеллектуальной деятельности: - сильное возбуждение головного мозга и вегетативной нервной системы ; - малое участие мышечной системы; - основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, обеспечивающую протекание психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоции.
5 отрицательное воздействие на организм пребывания в "сидячей позе", характерной для умственного труда - кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца; -уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе и мозга -ухудшается венозное кровообращение - когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется, нарушается деятельность циркуляторного аппарата кровообращения
6 Результаты отрицательного воздействия на организм пребывания в "сидячей позе", характерной для умственного труда -функциональное напряжение; - нарушение питания клеток головного мозга; -снижение работоспособности.
7 Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями к какой-то конкретной деятельности.
8 факторы, влияющие на работоспособность студента в процессе учебной деятельности 1)физиологического характера - состояние здоровья студента, его сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем; 2) физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3) психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.; 4) социального характера - условия мест занятий, проживания, питания и др.
9 периоды динамики работоспособности Первый период - период врабатывания. В течение этого периода наблюдается некоторое рассогласование между учебными требованиями и функциональным состоянием организма студента. Чем рассогласование больше, тем длительнее период врабатывания.
10 Второй период - оптимальной (устойчивой) работоспособности - характеризуется полной мобилизацией (физиологической, психической, организационной) организма на выполнение учебной деятельности. Этот период в норме должен быть самым длительным.
11 Третий период - полной компенсации - характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевыми усилиями или положительной мотивацией к выполнению учебных заданий.
12 Четвертый период - неустойчивой компенсации - характеризуется нарастанием утомления; волевые усилия уже не могут обеспечить поддержание работоспособности. Требуется отдых и восстановление.
13 Утомление - это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой. Состояние утомления усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).
14 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ НАСТУПЛЕНИЮ УТОМЛЕНИЯ -факторы внешней среды (температура, влажность, газовый состав, барометрическое давление и др.); - факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха; - факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов; - социальные факторы, мотивация и др.
15 стереотипность изменения работоспособности «утренний» тип («жаворонки») - наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. «вечерний» тип («совы») - наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. «аритмики», они занимают промежуточное положение между "жаворонками" и "совами", но все же они ближе к "жаворонкам".
16 Средства физической культуры в обеспечении работоспособности студента физкультминутки (выполняется в течение 1-2 мин и состоит из 2-3 упражнений, которые подбираются специально для тех групп мышц, в которых ощущается усталость. Первое упражнение обычно заключается в распрямлении спины, отведении спины назад. Следующие упражнения - наклоны, повороты, маховые движения. пальминг физкультпаузы
17 пальминг
18 Физкультпауза применяется при более сильном утомлении. Выполняются обычно 5-7 упражнений, которые могут вызвать эффект восстановления работоспособности в результате смены вида деятельности.
19 Примерное содержание комплекса физкультпаузы первое упражнение - потягивание; второе упражнение - для мышц туловища, рук, ног; третье упражнение - то же, но динамично; четвертое упражнение - приседание, прыжки; пятое упражнение - маховые движения; шестое упражнение - на расслабление мышц рук; седьмое упражнение - на внимание.
20 упражнения циклического характера бег плавание ходьба на лыжах
21 период врабатывания В режиме учебного дня в период врабатывания (нулевая и первая учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки с ЧСС уд/мин и моторной плотностью до 65-80% или с ЧСС уд/мин при моторной плотности 50-65%.
22 При двух занятиях в неделю наибольший уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании занятий с ЧСС уд/мин с интервалами занятий 1-3 дня. Использование двух занятий в неделю с ЧСС свыше 160 уд/ мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности, особенно для нетренированных людей.
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.