Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМатвей Туманский
1 Роль ФАС России в формировании конкурентных рынков электроэнергии Пироженко Александр Начальник Управления по контролю и надзору в ТЭК ФАС России
2 2 Содержание 1. Роль ФАС в реформе 2. Новая модель оптового рынка 3. Система контроля манипуляции ценами
3 1. Роль ФАС в реформе Что есть ФАС в электроэнергетике Задачи ФАС в реформировании оптового и розничного рынков
4 4 Что есть ФАС в электроэнергетике 1. Антимонопольный контроль в соответствии с законодательством о конкуренции 2. Антимонопольный контроль в соответствии со специальными нормами ст. 25 ФЗ «Об электроэнергетике» (в т.ч. манипуляции ценами) 3. Уполномоченный Правительством орган, контролирующий администратора торговой системы 4. Федеральный орган, контролирующий соблюдение Правил недискриминационного доступа 5.Возможно: орган, контролирующий процесс разделения компаний электроэнергетики по видам деятельности (принудительная реорганизация) Вывод: ФАС играет активную роль в процессе определения стратегии и тактики реформирования электроэнергетики в России
5 5 Задачи ФАС на оптовом рынке электроэнергии 1. Не допустить манипуляции ценами за счет: злоупотребления доминирующим положением поставщиками электроэнергии вертикальной интеграции (в т.ч. ограничения поставок топлива) горизонтальной интеграции (аффилированности генерирующих компаний, способных вместе влиять на цену) соглашений и согласованных действий (между производителями; производителями и инфраструктурой: СО- ЦДУ, АТС, ФСК) 2. Обеспечение свободного и недискриминационного выхода потребителей и производителей на оптовый рынок 3. Содействие развитию производства и передачи электроэнергии в целях развития конкуренции
6 6 проблема следствие предложение ФАС Горизонтальная интеграция Риск злоупотреблений рыночной силой – манипуляция ценами Не допустить приобретение контроля группой лиц более одной ОГК или ТГК, расположенных в одной зоне (способных вместе влиять на цены) Вертикальная интеграция по топливу (газ, уголь) Вытеснение эффективных генераторов с рынка путем злоупотребления доминирующим положением на топливном рынке – рост цен на электроэнергию Ограничить приобретение контроля ОГК и ТГК топливными компаниями, занимающими доминирующее положение Риски горизонтальной и вертикальной интеграции в электроэнергетике
7 7 Задачи ФАС на розничном рынке электроэнергии Обеспечить формирование конкуренции за счет: разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности создания условий для выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок проведения справедливых конкурсов за статус гарантирующих поставщиков контроля недискриминационного доступа к сетям (потребителей, независимых энергосбытовых компаний) создания условий реализации права выбора потребителя поставщика электроэнергии
8 2. Новая модель оптового рынка Является ли Сектор свободной торговли рынком? Новая модель оптового рынка электроэнергии (НОРЭМ)
9 9 Сектор несвободной торговли? Тариф регулируемого сектора - естественный price cap на ССТ. В существующей модели ОРЭ ценовые риски отсутствуют
10 10 Когда будет настоящий рынок? До 1 мая ведомства должны представить в Правительство РФ проект правил НОРЭМ, которые предусматривают: перевод ОРЭ (объемов РС+ССТ) в регулируемые договоры ежегодное сокращение сектора РД на 5-15% увеличение числа участников По мере завершения РД (3-5 лет) будет увеличиваться объемы э/э, торгуемой по свободным ценам (РСВ, св. договоры) Однако: Реальная либерализация рынка зависит: оперативного решения угрозы дефицита решения проблемы перекрестного субсидирования
11 11 Решение проблемы перекрестного субсидирования В соответствии с поручением Президента РФ Правительством РФ готовится решение проблемы через выделение средств из федерального бюджета: первоначально (год)– финансирование всей разницы в тарифах промышленности и населения, а также межрегиональное субсидирование затем – адресное финансирование в пределах социальной нормы потребления постепенный рост тарифов для населения до экономически обоснованного с субсидированием малоимущих слоев населения Мы рассчитываем на принятие решения по «перекрестке» в этом году
12 12 Источники финансирования Общий возможный источник покрытия недостатка финансирования – решение проблемы перекрестного субсидирования (более $2,5 млрд.), а также: Генерация: система гарантирования инвестиций (5000 МВт) дополнительная эмиссия акций ген. компаний Магистральные сети: тариф на тех. присоединение дополнительная эмиссия акций ФСК в пользу государства Распределительные сети: плата за подключение к коммунальной инфраструктуре тариф на тех. Присоединение Главный источник инвестиций - рынок
13 13 Трансформация оптового рынка в НОРЭМ Розничный рынок Регулируемый сектор Свободный сектор БР РСВБР Рынок мощности Рынок сист. услуг с 2007:с 2008: В НОРЭМ рынок и государство столкнутся с новыми, до сих пор не известными рисками колебаний цены и злоупотребления производителями своим доминирующим положением Регулируемые договоры
14 3. Система контроля манипуляции ценами Специфика рынка электроэнергии Российский подход к построению системы контроля
15 15 CAISO (Калифорния) : волатильность 640%
16 16 ЕЕХ (Германия) 2001: волатильность 860%
17 17 APX (Нидерланды) 2001: волатильность 1200%
18 18 Особенности рынка электроэнергии Неэластичный спрос Неразрывный во времени процесс производства и потребления Технические и технологические ограничения (производство, передача) Особенность рынка электроэнергии с регуляторной точки зрения: не обладая доминирующим положением в классическом понимании (доля рынка более 35%), производитель в отдельные моменты времени может манипулировать ценой на рынке (злоупотреблять своим положением)
19 19 Цена, руб. Объем, МВт Возможность манипуляцией ценой на ОРЭ без существенной доли рынка Без части объема генератора 5 спрос (вертикальная линия) не будет удовлетворен. Ни один другой генератор не сможет заместить предлагаемый им объем электроэнергии. Это означает, что такой генератор может повысить цену в своей заявке и сформировать цену (горизонтальная пунктирная линия). Объемы, предоставляемые любым другим генератором могут быть замещены конкурентами Х х 5Y
20 20 Масштаб рисков 1. В ближайший год с введения НОРЭМ объем РСВ будет незначительный – не больше 5% электроэнергии оптового рынка. 2. Объем РСВ будет зависеть от точности прогноза почасовых объемов электроэнергии при составлении регулируемых договоров: чем больше отклонений в РД, тем больше объем РСВ. 3. Вне зависимости от объемов, цена РСВ будет: индикатором для заключения свободных договоров на поставку электроэнергии точкой отсчета для цены балансирующего рынка. 4. Политический риск: заметный рост цены даже на узком сегменте РСВ может «похоронить» дальнейшую либерализацию
21 21 Манипуляции ценами: как бороться? В целях снижения рисков резких колебаний цен и противодействия манипуляциям на большинстве зарубежных рынков электроэнергии действуют особые, отличные от других рынков, подходы к решению этих проблем. В России также будет действовать система контроля, ограничивающая возможности недобросовестного поведения на рынке электроэнергии
22 22 Манипуляции ценами: российский подход 1. Российская система мер контроля на ОРЭ будет основана на оценке рыночного поведения генерирующих компаний при подаче заявок на участие в РСВ и БР. 2. Будет определяться временное доминирующее положение генераторов, которые, пользуясь неэластичностью спроса по цене и сложившейся топологией сети, могут завышать цену продаваемой электроэнергии. 3. За поведением таких генераторов будет установлен особый контроль со стороны администратора торговой системы. 4. Критерием оценки будет цена в ранее поданных и принятых рынком заявках этих же генераторов в то время, когда они не занимали доминирующего положения. 5. Окончательную оценку поведения таких производителей будет давать ФАС России.
23 23 Схема контроля Участники рынка Контролирует в соответствии с Правилами и регламентами (превентивный контроль) Контролирует в соответствии с Правилами и антимонопольным законодательством (контроль постфактум) Контролирует в соответствии с Правилами Федеральная антимонопольная служба
24 24 Перспективы системы контроля Наличие системы контроля с жесткими санкциями за нарушения - необходимое и обязательное условие формирования конкурентного рынка электроэнергии Со временем система будет совершенствоваться и сможет противостоять таким сложным правонарушениям как сговор, взаимосвязанные стратегии ценового поведения и др. До реорганизации РАО ЕЭС в компании дополнительно будет действовать корпоративная система мер ответственности генеральных директоров генерирующих компаний (ТГК и ОГК) за неконкурентное поведение на ОРЭ. Такая система сейчас разрабатывается в РАО совместно со специалистами ФАС России. Генерирующие компании будут вынуждены учитывать при определении своего рыночного поведения наличие системы мер, не позволяющей злоупотреблять им поведением на рынке.
25 Спасибо за внимание. Вопросы? © Федеральная антимонопольная служба
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.