Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПолина Любавская
1 ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС: ИЗ ВЕКА В ВЕК Горбунова Юлия Владимировна МАОУ "СОШ 17" г. Краснотурьинска
2 Цель: Познакомить детей с уральской народной росписью по металлу, её характерными особенностями и историей возникновения. Формировать интерес к истории и культуре своего народа.
3 Подносный промысел на Урале возник 260 лет назад – в Нижнем Тагиле, вотчине заводовладельцев Демидовых. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия. Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их лаковой живописью. Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла.
4 Первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Именно ему молва приписывает честь изобретения знаменитого «хрустального» лака, который был прозрачен как стекло, и превосходил по прочности все известные тогда лаки. Такое покрытие придавало краскам особую сочность и яркость, разнообразие цветовых оттенков, позволяло видеть фактуру металла, его идеальную поверхность.
6 Почему же именно в Нижнем Тагиле зародился этот удивительный промысел?
7 Дело в особенностях развития этого региона. Одной из главных причин рождения железного подноса явилось изготовление в Нижнем Тагиле металла высокого качества марки «Старый соболь», известного далеко за пределами не только Урала, но и России, и наличие квалифицированных мастеров, блестяще владеющих навыками работ с ним.
8 Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гуртик» загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки.
9 Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом пламенную вечернюю зарю, в третьем теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали «под черепашку» или «под малахит».
10 Как же расписывали подносы? Краски тогда мастера готовили сами: самоцветные каменья растирались в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.
11 Демидовы создали при нижнетагильском заводе художественную школу и присылали туда из Петербурга картины, гравюры, мраморные скульптуры в качестве наглядных пособий, приглашали для преподавания художников, окончивших Петербургскую академию художеств. Это наложило определенный отпечаток на стиль нижнетагильской росписи.
12 Благодаря «хрустальному» лаку подносный промысел в Нижнем Тагиле процветал. Тагильские подносы увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в центральные губернии России, в Среднюю Азию и Персию...
13 Владельцы подносных заведений Н. Тагила. Роспись подносов мало-помалу стала массовым производством и это привело к развитию предпринимательства.
14 Но уже во второй половине XIX века уральские подносы стали делать из тонкого, «жидкого» железа, вводить трафареты, живопись заменять налепными гравюрами. Сократилось количество мастеров «писак» и закрылась живописная школа. Потомки основателей династии Демидовых стали жить преимущественно в Италии и потеряли интерес к своим уральским художествам.
15 В наше время сохранился единственный в России Музей искусства изготовления и росписи жестяных подносов – «Дом Худояровых», он располагается в двух- этажном бревенчатом здании бывшего дома семьи уральских художников.
16 На сегодняшний день, количество коллекции подносов – более 1000 единиц хранения.
17 Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой! Лаковая роспись – не только промысел, это один из символов Урала. Современные мастера не забывают традиции демидовской школы и отдают предпочтение сюжетным картинам известных тагильских художников Худояровых.
18 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.