Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВячеслав Григорьев
1 1.Анатомо- физиологические особенности организма младшего школьника
2 Общие особенности развития организма младшего школьника Развитие организма идет интенсивно, но спокойно и гармонично. К 10-ти годам заканчивается формирование иммунитета. Меняется рост, масса, пропорции тела.
3 Особенности развития организма младшего школьника: опорно-двигательная система Продолжает формироваться скелет, кости и позвоночник имеют большую гибкость, мускулатура относительно слаба (особенно спины и брюшного пресса), прочность опорного аппарата невелика.
4 Особенности развития организма младшего школьника: опорно-двигательная система Дети владеют всеми видами естественных движений, проявляют высокую двигательную активность, но довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных движений
5 Особенности развития организма младшего школьника: опорно-двигательная система Нервные механизмы регуляции движений несовершенны, поэтому движения недостаточно легки, экономны. Движение сопровождается повышенным расходованием энергии.
6 Особенности развития организма младшего школьника: сердечно-сосудистая система Отличается большой жизнестойкостью. Сосуды широкие, эластичные, что благоприятно для работы сердечной мышцы. Но ритм сердечной деятельности еще не стабилен.
7 Особенности развития организма младшего школьника: сердечно-сосудистая система Снабжение организма кислородом и питательными веществами достигается не за счет объема крови, выбрасываемой сердцем во время сокращения (объем выбрасываемой крови у детей 6-10 лет в 2 раза меньше, чем у подростков), а за счет частоты сердцебиения.
8 Особенности развития организма младшего школьника: дыхательная система Воздухоносные пути узкие, слизистая нежная и легкоранимая; общая поверхность альвеол в 2 раза меньше, чем у взрослых; дыхание менее глубокое, но более частое. Скорость потребления кислорода организмом значительна. Дети этого возраста не приспособлены к работе в условиях, когда организму не достает кислорода.
9 Особенности анатомо-физиологического развития организма младшего школьника Физическую нагрузку младших школьников необходимо строго регулировать ! Необходимо следить за правильной осанкой младшего школьника ! Необходимо создавать условия для достаточного обеспечения организма кислородом!
10 Особенности развития организма младшего школьника: центральная нервная система (головной мозг) Завершается созревание коры больших полушарий головного мозга Состояние головного мозга, зрелость его различных структур, сформированность связей между ними обеспечивают успешность овладения ребенком не только школьными знаниями, но и позицией ученика
11 Особенности развития организма младшего школьника: центральная нервная система (головной мозг) К началу обучения мозг ребенка функционально и структурно почти зрелый, но некоторые структуры и связи между ними продолжают формироваться еще несколько лет У ребенка 6-ти лет уже значительно зрелыми являются подкорковые структуры и кора больших полушарий: размеры большинства корковых зон составляет около 80% их размеров у взрослого человека (исключение составляют лобные доли).
12 Особенности развития организма младшего школьника: центральная нервная система (головной мозг) К 7-ми годам уровня развития мозга взрослого достигает не только внешнее строение мозга ребенка, но и клеточная организация большинства областей головного мозга Особенно интенсивно развивается лобная доля (её развитие заканчивается к годам) и нервные элементы, связывающие эту область с другими участками мозга Интенсивно развиваются ассоциативные волокна, связывающие участки правого и левого полушарий, и пункты одного и того же полушария
13 Особенности развития организма младшего школьника: центральная нервная система (головной мозг) ЭЭГ мозга фиксирует более высокое, чем у взрослых, возбуждающее влияние подкорковых структур на кору К годам между корой и подкоркой головного мозга окончательно устанавливаются отношения, характерные для взрослых людей
14 Особенности развития организма младшего школьника: центральная нервная система (головной мозг) КБП – организатор всей нервной деятельности и решающее условие успешного обучения, воспитания, самосовершенствования младшего школьника Созревание, доминирование в деятельности мозга КБП обеспечивает совершенствование всех психических процессов: способность ребенка к произвольности, управлению своими эмоциями, переживанию того, какое значение будет иметь для него то или иное действие
15 2. Особенности психических процессов младшего школьника
16 Память Память становится все более произвольной. Непроизвольная память функционирует гораздо более продуктивно, чем в предыдущие годы. Объем памяти значительно увеличивается, но лучше воспроизводится запоминаемый материал не сразу, а через некоторое время (отсроченное воспроизведение). Преобладает механическое запоминание, но появляется тенденция к осмысленному запоминанию, для чего ребенок прибегает к ассоциации и индивидуальным техникам (чертеж, движение, рисунок и пр.).
17 Память Важно показать ребенку возможные способы запоминания, заучивания, создания опор для памяти, научить пользоваться определенными ассоциациями и пр. При использовании нерациональных способов запоминания происходит излишняя, неоправданная эксплуатация детской памяти, тормозящая ее развитие!
18 Восприятие характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности наблюдаются уже у дошкольника; процессы восприятия достаточно развиты - высокая острота слуха, зрения 1-2 классы – характеризуются слабой дифференцированностью восприятия (слитностью): путают предметы, сходные в том или ином отношении; ситуативность восприятия - узнают предметы в привычном для них положении; замечают не главное, а то, что бросается в глаза; часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.
19 Восприятие Важную роль играет эмоциональность восприятия: наглядное, яркое, живое воспринимают очень эмоционально, а потому ребенок может наблюдать за тем, что ему интересно Постепенно недифференцированное, поверхностное наблюдение переходит в осмысленную и более направленную форму – любознательность Младшие школьники овладевают техникой восприятия, наблюдательностью, учатся смотреть, выделять главное, видеть в предмете много деталей Восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс
20 Внимание Непроизвольное – не имеет цели и волевого усилия. Произвольное – имеет цель и волевые усилия по активному ее поддержанию. Послепроизвольное – наличие цели, но без волевого усилия.
21 Внимание Преобладает непроизвольное внимание Свойства внимания: объем – 2-3 слова; распределение внимания слабое; возможно непонимание смысла читаемого; переключение внимания с одного объекта на другой затруднено; устойчивость внимания слабая, легкая отвлекаемость (новизна обстановки, особенности наглядных пособий, однообразная деятельность, утомление).
22 Внимание Постепенно развивается произвольность внимания: внимание постепенно становится более организованным, его диапазон расширяется развиваются навыки переключения и распределения внимания, отбора наиболее существенных сигналов, значений, свойств изучаемых объектов окружающего мира происходит переход от выполнения целей, которые ставит взрослый к целям, которые ставит сам ученик, и сам контролирует их выполнение развивается ответственность за усвоение знаний
23 Внимание К 9-10-ти годам дети, как правило, умеют быть внимательными и выполнять заданную или собственную программу действий Но ребенку этого возраста все же трудно быть сосредоточенным длительное время Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего минут При этом его внимание в основном направленно на других, к себе он все еще невнимателен
24 Воображение 1-2 классы: образы бедны, расплывчаты, неясны, вносится много лишнего, в образе отражается 2-3 детали 3 класс: в образе отражается 3-4 детали, переработка образов становится более обобщенной и яркой, может изменяться сюжетная линия рассказа, вводиться условность 4 класс: в образе отражается 4-5 деталей
25 Воображение Недостаточное развитие воображения затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач Причина – отсутствие достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры «Недоигравшие дети» приходят в школу с низким уровнем развития воображения, неумением выполнять роль, придумывать сюжет, сохранять внутреннюю позицию, строить свои взаимоотношения с окружающими
26 Воображение К.Д.Ушинский сравнивал воображение младшего школьника с бабочкой на ветру, поскольку, по его мнению, душа (сознание, воля, самосознание) ребенка еще слаба, а жизненный опыт мал. Ребенок сохраняет способность верить воображаемому, жить в нем как в реальности. Вместе с тем он начинает использовать свое воображение для компенсации дискомфорта реального бытия, сохранения внутренней гармонии. С возрастом воображение становится все более управляемым процессом
27 Мышление Выделяют две основные стадии: 1-я стадия классы: мышление похоже на мышление дошкольников; анализ учебного материала производится преимущественно в наглядно-действенном и наглядно-образном плане: дети судят о предметах и явлениях по внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно; их умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии; выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого суждения с воспринимаемыми сведениями.
28 Мышление Вывод: В начале обучения младшие школьники лучше усваивают и ярче воспринимают все то, что видят, слышат, наблюдают, поэтому в начальной школе важен принцип наглядности
29 Мышление Выделяют две основные стадии: 2-я стадия – с 3-го класса: мышление переходит в качественно новую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений; дети овладевают классификацией; формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования Начинает формироваться формально-логической мышление
30 Мышление Вывод: Мышление младшего школьника развивается от практически-деятельностного к предметно-образному, а затем к абстрактному, понятийному С возрастом становится все более характерно размышление не только над фактами, но и над идеями Возникает децентрация мышления: предметом размышления ребенка становится мысль другого человека, а затем и своя собственная
31 Мышление Дети демонстрируют все большую сознательность мыслительных действий: развивается способность к логическому анализу, появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, более критически относиться к поступкам и действиям товарищей
32 Речь У первоклассника высказывания, как правило, непосредственны. Часто его речь – это речь-повторение, речь- называние, преобладает сжатая непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать
33 Речь Овладение речью идет по разным линиям: развитие звукоритмической, интонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, все более осознание учащимися собственной речевой деятельности. К концу 4 класса учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью
34 Мотивационная сфера Социальные мотивы учебной деятельности (восприятие ее как общественно значимой) в начале обучения преобладают у многих Они настолько значимы для ребенка, что могут обеспечить положительное отношение к учебной деятельности, с которой он мало знаком, непосредственный интерес к которой отсутствует В то же время присутствуют мотивы: получения высокой отметки, игровой, собственно учебный
35 Мотивационная сфера Дети, у которых до школы был очень силен социальный мотив, часто теряют интерес к учебе уже к концу 1-го класса, если собственно учебный мотив к этому времени не созревает
36 Мотивационная сфера Теряют интерес к школьному обучению (но не к познанию) и те дети, чья учебная мотивация не удовлетворяется в деятельности класса, чье интеллектуальное развитие намного опережает интеллектуальное развитие сверстников.
37 Мотивационная сфера Дети, которые интересуются учебной деятельностью только как игрой не только на 1-м, но и на 2-м году обучения, успевают плохо
38 Мотивационная сфера Наиболее ценным является собственно учебный мотив: интерес для ребенка представляет сам процесс овладения новыми знаниями, умениями, технологиями Быстрее всего он начинает доминировать у успешных учеников.
39 Воля Для успешной учебной деятельности, для овладения статусом «школьник» ребенку нужна незаурядная воля Она проявляется в более или менее успешных попытках быть собранным, сдержанным, дисциплинированным, ориентируясь не только на внешние факторы (требования взрослых), но и на собственные замыслы, представления о цели деятельности Но воля пока неустойчива, т.к. актуальные мотивы и эмоции все еще сильны.
40 Воля Девочки в этом отношении опережают мальчиков: им помогает сильная ориентированность на взрослых В то же время девочки не могут терпеть физическую боль, а мальчики по-мужски терпят ее.
41 Эмоции Бурные, недостаточно управляемые эмоции, иногда определяющие поведение ребенка и зачастую опережающие его знания, в младшем школьном возрасте становятся более разумными и подчиненными воле и сознанию
42 Эмоции Содержание эмоционального мира младшего школьника многообразно и противоречиво: удивление перед разными проявлениями жизни и страх перед определенными жизненными ситуациями; доверие к человечеству и мгновенная, быстротечная ненависть к конкретным людям; искренняя доброта и неосознанная жестокость; оптимизм, довольство собой и неуверенность, неловкость за себя и пр.
43 Эмоции Младшие школьники больше испытывают эмоции по поводу вымышленных обстоятельств, литературных героев, чем реальных проблем, близких людей
44 Эмоции Они понимают и легко заражаются переживаниями фильмов, сказок, рассказов не только сострадают, сочувствуют другим людям, радуются вместе с ними (реальными и вымышленными), но и стремятся действовать, исходя из этих чувств
45 Эмоции Формируется важное качество психики – ценностность – осознанность личностной значимости мира, окружающих, своей деятельности и др.
46 Специфические психологические новообразования младшего школьного возраста: осознанная произвольность регуляции психомоторной и интеллектуальной деятельности, восприятия, внимания, памяти; способность действовать во внутреннем плане, т.е. умение выполнять задания в идеальной форме, в уме, без реального манипулирования предметами, без письменной фиксации и др.; новый уровень рефлексии, позволяющий осознавать свои интеллектуальные процессы, ход деятельности, затруднения, ошибки, достоинства; проявление «разумно-рефлексирующего теоретического сознания» (В.В.Давыдов).
47 3.Социально- психологические особенности младшего школьного возраста
48 Особенности современных первоклассников У современных первоклассников: 1. Большие различия в возрасте. Различный уровень эмоциональной и психической готовности к началу учебы. Нет классов, где был бы более или менее одинаковый контингент учащихся. 2. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам, часто носящая противоречивый характер. Возникает тревожность и неуверенность. 3. У сегодняшних детей более свободное и независимое поведение, чем у прежних первоклассников. 4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Не все сказанное взрослыми они принимают на веру. 5. У современных детей более слабое здоровье. 6. Современные дети в большинстве своем перестали играть в коллективные дворовые игры. Их заменили компьютерные игры и телевизор. И, как следствие, дети приходят в школу, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, т.е. плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
49 Основные противоречия младшего школьного возраста
50 Генеральное противоречия младшего школьного возраста: С одной стороны: младший школьник стремится оставаться ребенком, т.е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие (гедонистом), опекаемым, ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и пр. С другой стороны: ребенку крайне важно стать школьником, т.е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания
51 Наиболее типичные противоречия, вызванные изменением внешних условий жизни ребенка: С одной стороны: Потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности. Тяга к игре. Тяга к общению, общительность. Потребность в ярких, красочных событиях, способность ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на события. С другой стороны: Необходимость вести малоподвижный образ жизни, не двигаться на уроке, при выполнении д/з и даже на перемене. Отказ от игры в пользу учебной деятельности. Необходимость дисциплинированного поведения на уроке, где нельзя разговаривать и следует работать самостоятельно. Монотонность школьной жизни, недостаточность ярких, красочных событий в ней, акцент на умственном развитии.
52 Наиболее типичные противоречия, вызванные изменением внешних условий жизни ребенка: С одной стороны: Потребность в личностном, неформальном общении со взрослыми. «Всеядность» интересов. Стремление хорошо учиться. С другой стороны: Преобладание делового, функционального общения с одним из значимых взрослых – с учителем. Необходимость концентрации на усвоении школьной программы. Потребность быть свободным.
53 Наиболее типичные противоречия, вызванные изменением внешних условий жизни ребенка Столкновение противоречий создает определенное, иногда достаточно сильное психическое напряжение Оно может провоцировать конфликтное поведение младшего школьника, или стимулировать развитие его психики
54 Система потребностей младшего школьника Одна из генеральных потребностей детства – стать взрослым – у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником, получить признание окружающих именно в этом качестве Возникновение такой потребности по времени совпадает с созреванием тех структур мозга, органических процессов и психологических новообразований, которые объективно являются основанием для начала регулярного образования.
55 Система потребностей младшего школьника Удовлетворить потребность быть хорошим учеником ребенок может только в учебной деятельности, но эта деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, психики, личности «Она поворачивает ребенка лицом на самого себя, требует рефлексии, понимания того, «чем я был, и чем стал» (Л.Ф.Обухова) Поэтому учебная деятельность становится в этом возрасте ведущей
56 Учебная деятельность как ведущая деятельность Если ребенок не чувствует себя хорошим учеником, т.е. не удовлетворяет генеральную потребность, то эта ситуация негативно отражается на процессе развития ребенка в целом Например, ребенок справляется с освоением учебной деятельности, но, естественно, иногда допускает ошибки и промахи, ведь он только овладевает ею. Однако притязания и ожидания родителей настолько высоки, что успехи ребенка кажутся им недостаточными. Вслед за родителями ребенок сам начинает оценивать себя как недостаточно успешного ученика В таких ситуациях возможны различные отклонения от нормального пути развития ребенка.
57 Учебная деятельность как ведущая деятельность Отклонения от нормального пути развития ребенка: начинает вытеснять учебную деятельность на периферию своей жизни отчуждается от всех требований, которые предъявляются школьнику перестает претендовать на статус взрослого человека теряет свойственные возрасту оптимизм и доверие к учителю, к родителям В результате преобладающими в развитии ребенка становятся потери, а не обретения.
58 Игровая деятельность Игра продолжает занимать важное место в структуре деятельности младшего школьника Развивающее значение игры все еще велико. Игра позволяет сделать скрытый смысл изучаемого в школе явным, наполняет учебную деятельность чувствами Но игра подчиняется учебной деятельности: на игру отводится все меньше времени, содержание игр зависит от школьной жизни, партнерами по игре становятся одноклассники, она все чаще происходит в воображении, во внутреннем плане
59 Интересы младшего школьника неустойчивы, недолговечны, ситуативны, поверхностны Ярко выражен познавательный интерес, который основан на интуитивном принятии ценности знания. Диапазон познавательных интересов современного младшего школьника достаточно широк: вопросы мироздания и космические полеты, существование Бога и появление жизни на Земле, своё настоящее и будущее, мировые события и природные явления, мир во всех его проявлениях и возможность изменить его к лучшему
60 Интересы младшего школьника Развивающиеся познавательные интересы делают ребенка способным не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность явлений, вскрывать их причины Школа недооценивает эти способности, а школьные занятия не актуализируют разнообразные познавательные интересы
61 Интересы младшего школьника Параллельно с познавательными интересами существуют учебные интересы Учебные интересы достаточно динамичны: в 1-м классе ребенка интересует сам процесс учебы, одобрение взрослыми его учебной деятельности, школьная отметка; во 2-м классе – содержание и результат учебной деятельности; в 3-м и 4-м классах - возможность проявить самостоятельность и творчество в ходе учебы
62 Интересы младшего школьника Младшему школьнику интересны художественно-творческие виды деятельности: рисование, конструирование, он любит петь, танцевать, мастерить. Младший школьник чрезвычайно сензитивен к искусству, природе, отношению взрослых, что является своеобразной детской одаренностью (Н.С.Лейтс).
63 Интересы младшего школьника Преобладает интерес к небольшим, близким, конкретным по результатам делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения Причина: высокая эмоциональность, недостаточная способность к длительным волевым усилиям
64 Особые отношения младшего школьника К миру (картина мира). С миром (чем мир является для человека). К себе (образ «Я»). С собой (чем человек является для себя). А.В.Мудрик
65 Отношение младшего школьника к миру (картина мира) Картина мира у большинства младших школьников яркая, включающая реальное и воображаемое бытие, насыщенная радужными красками, радостными эмоциями. В начале школьного периода ребенок не воспринимает мир отдельно от себя: он слит с семьей, страной, народом, природой. К концу младшего школьного возраста эта синкретичность и ограниченный оптимизм изживаются
66 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Мир предстает перед ребенком как бесконечное, многогранное, защищенное взрослыми пространство для игры и дружбы, познания и взаимодействия с природой, т.е. в целом взаимоотношение с миром комфортное, в то же время оно становится более сложным
67 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со сверстниками: уже не чисто дружеские и не игровые отношения, какими они были до школы; возникают в учебной деятельности или по ее поводу и опосредуются ею и учителем; Учитель - воплощает все, что стоит за словом «школа», в руках которого мощнейший инструмент воздействия на каждого школьника – отметка;
68 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения с учителем: определяют благополучие или неблагополучие младшего школьника это становится особенно очевидным в случае конфликта, напряженных отношений между ребенком и учителем
69 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) При неблагоприятных отношениях с учителем зачастую у школьника замедляются все психические процессы, прежде всего развитие интеллекта Ребенок начинает производить впечатление умственно отсталого, имеющего задержки в психическом развитии В то же время дружелюбная поддержка учителя придает силы и мощно движет вперед развитие даже не очень готового к школе ученика
70 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Одобряемое или неодобряемое учителем поведение, плохие или хорошие отметки, выставленные им, конструируют отношения ребенка не только со сверстниками, но и с большинством взрослых (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.С.Славина и др.).
71 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: М ладший школьник имеет дело с большим количеством взрослых. Они обслуживают его, обеспечивают удовлетворение витальных потребностей (в еде, чистоте, движении, общении и пр.), зарабатывают деньги, организуют быт, учат, лечат, развлекают, помогают в трудную минуту, могут исполнить заветное желание и т.д. Живут взрослые по мнению детей интересно, но трудно: они все время в хлопотах, часто бывают усталыми и невеселыми Дети уважают взрослых, готовы прислушиваться к их мнению, доверяют и сочувствуют им
72 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Адекватно оценивая значимость взрослых в своей жизни и почти полную зависимость от них, младший школьник в то же время осознает и свое значение в жизни взрослых Он понимает, что его жизнь и здоровье, благополучие, по крайней мере для самых близких – ни с чем не сравнимые ценности
73 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Это провоцирует ребенка на манипулирование родителями, другими родственниками, иногда учителем, на поиск средств привлечение внимания к себе Самое сильное из их реальности – болезнь, а в воображении – смерть. Фантазии на тему «Вот умру – будете обо мне плакать» достаточно типичны в этом возрасте
74 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Ребенок готов вступать в активное взаимодействие, в беседу со всеми взрослыми, от любого он готов узнать что-то новое Он знает, что среди взрослых встречаются злые, опасные, дурные люди, что взрослый может обидеть, наказать Но все же у ребенка преобладает оптимистическая установка на совершенство взрослого человека
75 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Он склонен идеализировать не только абстрактного или «положительного», но даже хорошо знакомого небезупречного взрослого Эта идеализация сопровождается минимальными требованиями к взрослому, готовностью прощать любые промахи, недостатки, проступки
76 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Можно рассматривать такое отношение к взрослым как слабость, проявление возрастной незрелости, а можно в нем увидеть большой потенциал для развития и воспитания ребенка Идеализация взрослого человека, доверие, априори расположенность к нему – важнейшее условие полноценного развития ребенка в рассматриваемый период и прочный фундамент для его дальнейшей жизни Благодаря такому отношению к взрослым ребенок ощущает эмоциональный комфорт даже при неблагоприятных обстоятельствах: он уверен в себе и в мире
77 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Самыми близкими и потому самыми идеализируемыми людьми являются родители, бабушка, дедушка, старшие братья, сестры Разрушить доверие и доброжелательность к ним очень трудно Ребенок вопреки очевидному, отстаивает свое представление о родных как самых замечательных людях
78 Отношения младшего школьника с миром (чем мир является для человека) Отношения со взрослыми: Но если это случается, то ребенок стремительно «мудреет», его внутренний мир обедняется, теряет яркие краски, утрачивается оптимизм, ощущение безграничных возможностей и радужных перспектив, одновременно усиливается чувство одиночества и беспомощности Ребенок становится замкнутым, агрессивным, приобретает непродуктивные формы поведения
79 Отношения младшего школьника к себе (образ «Я») Ребенок совершает принципиально важный шаг - выделение себя из мира близких ему взрослых Это происходит с появлением в жизни ребенка нового влиятельного для него взрослого – учителя Учитель – носитель той социальной роли, с которой ребенок до школы не сталкивался: транслятор общечеловеческих знаний, представитель государства, общества.
80 Отношения младшего школьника к себе (образ «Я») К появлению соединительного союза «и» между взрослыми и детьми приводит: унификация жизни ребенка в школе и дома; минимальное внимание взрослых к его индивидуальным особенностям; определенная дистанция между учителем и учениками на уроке; некоторая напряженность и ослабление эмоциональной стороны отношений с самыми близкими людьми; постоянное оценивание взрослыми результатов труда ребенка (несовпадающее, особенно поначалу, с его собственным представлением об этом)
81 Отношения младшего школьника к себе (образ «Я») Образ «Я» младшего школьника характеризуется обедненностью: он сводится к характеристике учебных успехов и поведения ребенка в школе; за пределами остаются многие реальные достоинства и недостатки, возможности и интересы конкретного ребенка
82 Отношения младшего школьника к себе (образ «Я») Тот младший школьник, кто видит себя хорошим учеником, искренне считает себя вообще достойным человеком: хорошим другом, сыном (дочерью), привлекательным для всех одноклассником и пр. Тот ученик, кто недоволен своими учебными успехами, негативно оценивает все стороны своей личности Но недовольны своими учебными достижениями бывают чаще всего хорошие ученики Слабоуспевающие дети часто неадекватно высоко оценивают свое учение
83 Отношения младшего школьника с собой (чем человек является для себя) Отношение младшего школьника к себе можно назвать уважительным: он принят в мир взрослых, занят трудным и вызывающим уважение окружающих делом, соблюдает школьную дисциплину, что тоже нелегко; ему свойственны высокие нравственные качества (честность, доброта, щедрость и пр.), он верный друг не только людей, но и животных, природы, надежный помощник взрослых и пр. Идеализация своего образа школьником является основанием для завышенной самооценки ребенка Завышенная самооценка – хорошая база для продуктивного существования и полноценного развития ребенка
84 Отношение младшего школьника к нравственным ценностям: Социально-психологической особенностью данного возраста является динамичность нравственных представлений Они меняются от нравственного максимализма (когда ребенок имеет твердые, излишне категоричные представления о добре и зле, справедливости, убежден в их незыблемости и неизменности) к нравственному релятивизму (когда ребенок понимает относительность своих нравственных представлений, признает право каждого на свою точку зрения)
85 Отношение младшего школьника к нравственным ценностям: Симпатии ребенка редко принадлежат отрицательному герою, реальному или вымышленному Он симпатизирует тому, кто обижен, кто спасает других, попадает в трудные ситуации, переживает опасные приключения и пр. Чем старше младший школьник, тем меньше его нравственные представления зависят только от поведения и внушения взрослых Сверстники активно помогают друг другу в толковании и оценке нравственных правил и ценностей, утверждаемых взрослыми
86 Система возрастных задач младшего школьного возраста
87 Общие естественно-культурные задачи (определяются анатомо-физиологическим созреванием мозга и организма) завершение созревания головного мозга (лобных долей и пр.), нервной и других систем организма; децентрация психики: ощущение синкретичной связи с миром должно смениться представлением о выделенности ребенка из мира; формула «Я = мир» вытесняется формулой «Я и мир», где «и» является соединительным, а не противопоставительным союзом;
88 Общие естественно-культурные задачи (определяются анатомо-физиологическим созреванием мозга и организма) реализация психологических новообразований: произвольность психических процессов; развитие способности переносить более длительные физические и психические усилия, заниматься неинтересным делом; более глубокое осознание цели своей деятельности, поведения, отношений; умение действовать во внутреннем плане, совершенствовать способы интеллектуальной деятельности (например, запоминать по смыслу, по аналогии, по порядку и т.д.).
89 Общие социально-культурные задачи психологическая адаптация к школе; овладение способами самоорганизации, саморегуляции своего поведения и рационального взаимодействия со временем; освоение пространства школы; овладение основами научного мышления и учением как актуальной сферой самореализации; первоначальная систематизация и объективация знаний, полученных до школы, в школе, вне ее.
90 Общие социально- психологические задачи формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других; формирование специфического отношения к учителю как носителю знаний; совершенствование умения эффективно взаимодействовать в группе сверстников, уживаться в ней; разрешение противоречий возраста (среди которых главное – между позицией «ребенок» и позицией «ученик»).
91 Особые (групповые) задачи Для каждого 1-классника важно: научиться слушать и слышать учителя, даже когда тот ни к кому персонально не обращается; приучить себя с интересом выполнять не только легкие, но и сложные задания; для девочек-первоклассниц важно хорошо выглядеть в глазах взрослых, утвердиться в качестве любимицы учительницы; для мальчиков-первоклассников – преодолеть свою импульсивность, утвердиться в собственных глазах; городской первоклассник решает задачу научиться распределять время и силы между учением и другими занятиями (спортом, музыкой, техническим творчеством и пр.); сельский – распределять свои силы между школой и домашним трудом;
92 Особые (групповые) задачи для ребенка, имеющего братьев и сестер, важной задачей становится либо подкрепление/разрушение «имиджа старшего брата (сестры)», учившегося или продолжающегося учиться в той же школе, либо «прокладывание дороги» для своих младших родственников; для первоклассника, особенно единственного ребенка в семье, важно научиться общаться со сверстниками, привыкнуть к тому, что значимый взрослый общается с ним как с одним из многих детей, а не как с уникальной личностью, что его права и желания рядоположенны правам и желаниям других детей;
93 Особые (групповые) задачи второклассник стремится занять собственное, вполне определенное место в системе отношений класса; в третьем классе актуализируется задача освоения и утверждения в коллективе тех социальных ролей, которые наиболее адекватны полу ребенка; младший школьник – переселенец или новичок – должен добиться признания в новой среде, ассимилироваться с ней.
94 Вывод: Чрезвычайно высокая объективная и субъективная значимость того отрезка жизни, который принято называть младшим школьным возрастом. Будучи начальным, этот возраст вместе с тем, может быть, самый главный в школьном периоде жизни человека. Даже простые пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения, как правило, приводят к серьезным проблемам на последующих этапах. Все, что происходит с ребенком в школе, на уроке, в общении с учителем, приобретает для него глубокий психологический смысл, проникает в его подсознание и сказывается на дальнейшем личностном развитии.
95 Об этом говорят наблюдения за судьбами многих людей, в частности обнаруженный А.Ф.Никитиным факт: преступниками в молодые годы становятся чаще всего те, кто уже ко второму классу разуверился в себе как в ученике, потерял надежду на получение хороших отметок, доброжелательность учительницы, справедливость родителей. У таких детей происходит потеря учебной мотивации, развивается дидактогения, школьная дезадаптация, стойкая педагогическая запущенность.
96 Вывод: В младшем школьном возрасте может быть продуктивно использован потенциал развития, накопленный в предыдущие годы, сформирован фундамент эффективного развития ребенка как ученика и основательно укреплен фундамент его личностного совершенствования. А может произойти блокирование индивидуальных возможностей ребенка; торможение его интеллектуального, нравственного, социального и даже физического развития; формирование множества комплексов, которые долгие годы будут осложнять жизнь человека.
97 Адаптация детей к школе
98 Физиологическая адаптация к школе 1-й этап – ориентировочный (2-3 недели). На весь комплекс взаимодействий с началом обучения все системы организма ребенка отвечают большим напряжением. 2-й этап – неустойчивое приспособление (1-2 недели). Организм ребенка ищет какие-то оптимальные варианты реакций на воздействия окружающей среды. Надо помнить, какую высокую цену платит организм в этот период. 3-й этап – относительно устойчивое приспособление (1 – 2 недели). Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. Важно помнить! Чем большее напряжение требуется от какой-либо системы, тем больше ресурсов расходует организм. Возможности детского организма не беспредельны, а длительное напряжение может привести к утомлению и нарушению здоровья.
99 Физиологическая адаптация к школе Из 5-6 недель адаптации первые 4 недели наиболее сложные, особенно у детей с нарушениями здоровья. Из поступающих в школу детей только 25-30% являются здоровыми. Они составляют 1-ю группу. Остальные имеют те или иные нарушения здоровья. У них адаптация протекает труднее. Труднее протекает адаптация у «домашних» детей, которые не привычны к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму учреждения. Значительно легче адаптируются дети, посещавшие детский сад. Повышенная возбудимость, агрессивность, заторможенность, депрессия, плаксивость, чувство страха, нежелание идти в школу – показатели трудности процесса адаптации к школе.
100 Социально-психологическая адаптация 1-я группа (56 %)1-2 мес. – быстро адаптирующиеся: Быстрое включение в коллектив класса; Хорошо осваиваются в школе; Приобретают друзей в классе; Спокойно, доброжелательно выполняют все требования учителя 2-я группа (30 %) – с замедленной адаптацией: Требуется помощь взрослых в решении вопросов адаптации 3-я группа (14 %) - долго адаптирующиеся: Возникают значительные трудности; Учебную программу не усваивают; Преобладает негативная форма поведения; резко проявляют отрицательные эмоции.
101 Социально-психологическая адаптация Возможные причины долгой адаптации: 1. Дети нуждаются в специальном лечении. У них нарушена неврологическая сфера. 2. Дети не готовы к обучению (к данной программе школы). Это могут быть дети из неблагополучных семей. 3. Дети отстают в учебе при плохом контакте с учителем и у них складываются плохие отношения со сверстниками. Дети становятся «изолированными», у них возникает реакция протеста.
102 Социально-психологическая адаптация Возможные причины долгой адаптации: 4. Избыточная психологическая готовность. «Сильные» учащиеся, хорошо читают, считают, пишут, быстро выполняют задания, но все чаще начинают отвлекаться, т.к. им трудно следить за сбивчивыми ответами других учащихся; У них обычно низкая волевая готовность; Без дела скучают, отбывая время, без внимания учителя – выпадают из учебного процесса Если вовремя не разобраться в причинах долгой адаптации, то возникает школьная дезадаптация, приводящая к возникновению ЗПР, что может привести к нервно- психической паталогии.
103 Трудности адаптации (обычно 4-7 недель) 1. Усвоение правил школьного режима Обязанности школьника; Своевременность прихода на занятия; Соблюдение школьного режима; Выполнение домашнего задания 2. Усвоение правил взаимоотношения с учителем (взрослым) Неправильное восприятие ситуации урока; Непонимание истинного смысла восприятия учителя, его профессиональной роли; 3. Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками Недостаточное развитие способности к общению и взаимодействию с другими детьми
104 Трудности адаптации (обычно 4-7 недель) 4. Усвоение правил взаимоотношений с родителями Личное пространство в семье; Отношения с братьями, сестрами; Стиль родительского поведения в взаимоотношения к ребенку; 5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, своей деятельности, ее результатам. Высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. В результате - «школа плохая», «учитель злой» и т.д.
105 Отличия детей с разным типом нервной системы Гиперактивные, чрезмерно возбудимые дети Дети с более уравновешенной психикой Тревожные дети Медлительные дети Демонстративные дети
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.