Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБогдан Нарышкин
1 Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников Гаязова Л.А., зам.рук. ЦЭПП МГППУ
2 1. Основания для внесения изменений в состав трудовых функций профессионального стандарта (результаты деятельности стажировочных площадок по дифференциации уровней проф стандарта) 2. Формирование требований к составу трудовых функций профессионального стандарта педагога 3. Возможности построения структуры трудовых функций профессионального стандарта педагога с учетом требований нормативно-правовой документации и специфики вида профессиональной деятельности
3 ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СОСТАВ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УРОВНЕЙ ПРОФСТАНДАРТА)
4 Подходы к дифференциации уровней проф стандарта педагога 1. Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней профессионального развития педагогов. 2. Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней высшего образования. Подготовка предложений по новой формулировке трудового действия для приведения его в соответствие с определенным уровнем образования и уровнями профессионального развития педагога. Июль – август 2014 года педагогических работников (21 стажировочная площадка) Ноябрь 2014 года. 11 экспертов стажировочных площадок: –Амурской области, –Волгоградской области, –Липецкой области, –Республики Мордовия, –Республики Татарстан, –Тамбовской области, –Хабаровского края.
5 Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней профессионального развития педагогов, описание уровней профессионального развития Первый уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне. Второй уровень – уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения. Третий уровень – уровень педагога- методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Четвертый уровень – педагог- исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.
6 ТФ1 Общепедаг огическая функция. Обучение ТФ2 Воспитательная деятельность ТФ3 Развивающая деятельность ТФ4 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ТФ5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования ТФ6 Педагогическая деятельность … основного и среднего общего образования УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ Распределение трудовых действий по трудовым функциям и уровням, всего 60 ТД Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»
7 ВАРИАНТ А Закрепление за каждым трудовым действием квалификационной категории ТФ1 Обучение ТФ2 Воспитание ТФ3 Развитие Обобщенная трудовая функция 1 ТФ4 Дошкольное образование ТФ5 Начальное образование ТФ6 Основное общее, среднее общее Обобщенная трудовая функция 2 Отсутствуют трудовые действия, отнесенные к 4 уровню Примерная структура стандарта
8 Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней высшего образования «Начальный уровень» – выпускник программ бакалавриата «Опытный педагог» – выпускник программ магистратуры или педагог с опытом работы 3-5 лет «Эксперт» – специалист, овладевший широким кругом социальных компетенций «Супервизор» – специалист, овладевший управленческими и исследовательскими компетенция ми в области образования.
9 Распределение трудовых действий по трудовым функциям и уровням, всего 201 ТД ТФ1 Общепедаг огическая функция. Обучение ТФ2 Воспитательная деятельность ТФ3 Развивающая деятельность ТФ4 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ТФ5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования ТФ6 Педагогическая деятельность … основного и среднего общего образования УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ
10 ВАРИАНТ Б Формирование на основе каждого трудового действия утвержденного стандарта новых формулировок, вариативных для разных уровней ТФ1 Обучение ТФ2 Воспитание ТФ3 Развитие Обобщенная трудовая функция 1 ТФ4 Дошкольное образование ТФ5 Начальное образование ТФ6 Основное общее, среднее общее Обобщенная трудовая функция 2
11 ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОСТАВУ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
12 Формирование требований к составу трудовых функций профессионального стандарта педагога Постановление Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»; Приказ Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» 170 н от 29 апреля 2013 г. (Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 23 июля 2013 г. 01/66036-ЮЛ); Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 148 н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, 28534; Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утверждены Минобрнауки РФ 22 апреля 2015 г., ДЛ-2/05 вн).
13 Общие для всех профессиональных стандартов требования: уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации, утвержденных Приказом Минтруда России; уровень (подуровень) квалификации определяет требования к умениям и знаниям, необходимым для выполнения трудовой функции, в зависимости от полномочий и ответственности работника, то есть в зависимости от содержания деятельности, описанной в трудовых действиях. Возможные (для профессионально-общественного обсуждения) требования к формированию трудовых функций педагогических работников: учет уровней общего образования в деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (реализуемые педагогическим работником Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования); учет различных способов реализации деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях (обучение, воспитание, развитие обучающихся); учет особенностей контингента обучающихся, в числе которых обучающиеся, проявившие выдающиеся способности; обучающиеся, для которых русский язык не является родным; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и др. – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ Несколько оснований для построения системы обобщенных трудовых функций и трудовых функций проф стандарта педагога ?
14 Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Уро вень Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалификации Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний 5 уровень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и кор рекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и кор ректировка направлений профессиональной деятель ности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использова нием разнообразных ме тодов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 148 н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, 28534
15 ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И СПЕЦИФИКИ ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16 Структура утвержденного профессионального стандарта педагога Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 544 н от 18 октября 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 6 декабря 2013, Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Модуль «Предметное обучение. Математика»6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»6
17 Структура проф стандарта педагога (Вариант 1 для профессионально- общественного обсуждения) Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Организация и обеспечение процесса обучения и воспитания 5 Общепедагогическая функция. Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 6 Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 6 Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования 7 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования 7 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Модуль «Предметное обучение. Математика»6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»6 – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление
18 Структура проф стандарта педагога (Вариант 2 для профессионально- общественного обсуждения) реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования Организация педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ начального общего образования Организация педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации основных образовательных программ основного и среднего общего образования Организация педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации программ преподавания учебных предметов (дисциплин) основного и среднего общего образования Организация профильного обучения, разработка и реализация программ профессиональной ориентации 6 Предметное обучение. Математика 6 Предметное обучение. Русский язык 6 – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление
19 Структура проф стандарта педагога (Вариант 3 для профессионально- общественного обсуждения) – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Организация и обеспечение педагогической деятельности Обучение 5 Воспитательная деятельность 5 Развивающая деятельность 5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности Обучение 7 Воспитательная деятельность 7 Развивающая деятельность 7 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Управление педагогической деятельностью Обучение 7 Воспитательная деятельность 7 Развивающая деятельность 7 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 7 – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования
20 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.