Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМихаил Беляков
1 Специальность Сестринское дело МД «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов педиатрического профиля» КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Организация сестринского ухода за детьми дошкольного возраста с бронхиальной астмой в специализированном отделении детской больницы.» Выполнил студент группы 122-III CД Беляков Михаил Владимирович Научный руководитель Краснова Антонина Константиновна г. Нижний Новгород 2015 год
2 Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. Ссылаясь на источники СМИ можно предположить, что по последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Как считает один из авторов Солопов, В. Н в своей книге «Бронхиальная астма. Эволюция болезни».: «Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети- до 40 лет.»
3 Предмет изучения: Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей дошкольного возраста
4 Объект исследования: Сестринский процесс бронхиальной астме у детей дошкольного возраста Цель исследования: изучить сестринский процесс бронхиальной астме у детей дошкольного возраста
5 Для достижения данной цели исследования необходимо изучить: - этиологию и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста ; - клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста; - принципы оказания первичной медицинской помощи при бронхиальной астме детям дошкольного возраста; - методы обследований и подготовку к ним; - принципы лечения и профилактики данного заболевания (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой) у детей дошкольного возраста.
6 Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать: - два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с данной патологией; - основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.
7 Методы исследования: - научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме; - эмпирический - наблюдение, дополнительные методы исследования: - организационный (сравнительный, комплексный) метод; - субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза); - объективные методы обследования пациента (инструментальные, лабораторные); - биографические (изучение медицинской документации); - психодиагностический (беседа).
8 Что такое бронхиальная астма? Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором участвуют тучные клетки и эозинофилы, развивающиеся у предрасположенных к нему лиц и характеризующиеся рецидивирующей обструкцией дыхательных путей в ответ на различные раздражители
9 Этиология : Причины точно не известны. Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность - определяют склонность организма к болезни. Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит. Причинные факторы (индукторы) - сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.) Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.
10 Наиболее часто причинами бронхиальной астмы в детском возрасте являются неинфекционные аллергены (бытовые, пыльцевые, пищевые, лекарственные)
11 Патогенез : чрезвычайно сложен, многогранен и до настоящего времени окончательно не изучен.
12 Клиника: характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых У детей приступы БА обычно возникают на фоне ОРЗ, хотя в некоторых случаях они бывают на фоне стрессовых ситуаций. В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды: 1. Период предвестников(чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты); 2. Период разгара (удушье с чувством сжатия за грудиной, ребенок принимает вынужденное положение, появляется одышка); 3. Период обратного развития приступа (Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит. Приступы астмы (особенно у маленьких детей ) вызывают испуг, они мечутся в постели, дети постарше стремятся )
13 Послеприступный период характеризуется следующими симптомами: Общая слабость, заторможенность реакции, сонливость ; Возникают изменения в работе дыхательной системы (выслушивается бронхиальное дыхание с рассеянными сухими хрипами на выдохе) ; Проявляются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (брадикардия, понижение АД) При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают раза в год и уже требуют стационарного лечения.
14 Осложнения: астматический статус; спонтанный пневмоторакс; острая дыхательная недостаточность; эмфизема легких; хроническое легочное сердце; ателектаз легкого; пневмония; при длительном лечении БА гормональными препаратами - ожирение, гипертония, патологические переломы костей.
15 Дифференциальная диагностика: 1)Рентгенография органов грудной клетки помогает выявить врождённые аномалии и аспирацию инородного тела. Кроме того, при этих состояниях большую помощь оказывает целенаправленно собранный анамнез. 2)Потовая проба позволяет исключить муковисцидоз. 3)Контрастное исследование с бариевой взвесью проводят при подозрении на трахеоэзофагеальный свищ, гастроэзофагеальный рефлюкс и сосудистые аномалии.
16 Доврачебная помощь при приступе БА: 1. При возможности - исключить контакт с причинно значимым аллергеном. 1. Придать пациенту удобное положение - сидя с упором на руки. 1. Расстегнуть стесняющую одежду. 1. Обеспечить доступ свежего воздуха. 1. Срочно вызвать врача через третье лицо. 1. Обеспечить теплым питьем. 1. Применить ДАИ с бронхолитиком (беротек, сальбутамол) или ингаляцию через небулайзер 1. Приготовить лекарственные препараты: бронхолитики: сальбутамол, тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин ГКС: преднизолон, гидрокортизон и др. 1. Постоянно контролировать состояние пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты.
17 Лечение БА: Очень часто детям первого года жизни медикаментозное лечение не назначается, поскольку в этом нет необходимости, т. к. проявления болезни у них слабое и не вызывает серьезных опасений
18 При более выраженных симптомов больному ребенку назначают β2- агонисты, короткого действия с помощью аэрозольного ингалятора со спейсером, снабженным клапаном. Для приема этого лекарства можно воспользоваться лицевой маской или небулайзером
19 В качестве симптоматического лечения для улучшения отхождения мокроты назначают отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.)
20 При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, внутривенное введение эуфиллина, высоких доз глюкокортикостероидов ( мг преднизолона каждые 3-4 ч).
21 Для лечения бронхиальной астмы используют следующие лекарственные препараты: - аэрозоли селективных в-адреномиметиков. Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналина сульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля. - аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные. - медленное внутривенное введение мл 2,4% раствора эуфиллина применяют для купирования приступа бронхоспазма - пероральный прием пролонгированных препаратов (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день). - отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.) применяют для улучшения отхождения мокроты. - антибактериальные средства - эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др. Назначают, если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии). - глюкокортикостероиды назначают при прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют мг преднизолона в сутки (в утренние часы). Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.
22 Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме: 1 этап. Сбор информации: -Субъективные методы обследования (Жалобы: затрудненное дыхание, кашель) - Объективные методы обследования (История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела) 2 этап. Выявление проблем больного ребенка: У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться. Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой. Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности
23 3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений
24 План ухода 1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима. Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций. Мотивация: Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
25 2. Обеспечивать организацию и контроль питания. Реализация ухода: Независимые вмешательства. Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки. Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
26 3. Организация досуга. Реализация ухода: Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др. Мотивация: Создание условий для соблюдения режима
27 4. Создание комфортных условий в палате. Реализация ухода: Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате. Мотивация: Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
28 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи. Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье. Мотивация: Удовлетворение потребности быть чистым
29 6. Выполнять назначения врача. Реализация ухода: Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии. Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пикфлоуметрии и ведению дневника самоконтроля. Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям. Мотивация: Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний. Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
30 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение. Реализация ухода: Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу. Мотивация: Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
31 5 этап. Оценка эффективности ухода При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.