Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСветлана Ружинская
1 Методология педагогики и методы педагогических исследований Славинская О.В. БГУИР Ученье – свет, неученье – тьма…
2 Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности в определенной области своеобразная логика науки учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования На что опирается система исследования и система практической деятельности? – Подходы (С какой стороны подойти к рассмотрению вопроса?)
3 История вопроса Истоки методологических знаний обнаруживаются на ранних ступенях развития культуры. Например, в Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе и перераспределении земельных площадей. Аристотель рассматривал созданную им философскую логическую систему как «органон» универсальное орудие истинного познания Родоначальником методологии является английский философ Ф.Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший ее в «Новом органоне»
4 Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций Сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд. В.А.Сухомлинский
5 общее специфичное частное
6 Основные методологические подходы в педагогике Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин) Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и обучающийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса Задача педагога: учёт взаимосвязи компонентов
7 Основные методологические подходы в педагогике Личностный подход (Ш.А.Амонашвили, И.А. Зимняя, К.Роджерс и др.) Сущность: признаёт личность как продукт общественно- исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса Задача педагога: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности
8 Основные методологические подходы в педагогике Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова) Сущность: Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию)
9 Основные методологические подходы в педагогике
10 Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова) Сущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача педагога: приобщение к культурному потоку, активизации творчества
11 Основные методологические подходы в педагогике Этнопедагогический подход Сущность: Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача педагога: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей
12 Основные методологические подходы в педагогике Антропологический подход ( К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад и др.) Сущность: системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса
13 Основные методологические подходы в педагогике Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Ху- торской) Сущность: устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетенциями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные
14 Какой же подход выбрать? На вид все одинаковые…
15 Образование – клад, труд – ключ к нему. П.Буаст Методологические подходы в педагогике как отрасли гуманитарного знания позволяют: Определить её действительные проблемы и способы их разрешения Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию) Реализовать гуманистическую парадигму образования Выявить свою личностную позицию
16 Педагогическое исследование процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях объясняет и предсказывает факты и явления по направленности можно разделить на: фундаментальные, прикладные, разработки
17 Педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
18 В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования Это комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. Методы педагогического исследования в отличие от методологии это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
19 Математические: регистрация, ранжирование, шкалирование. Статистические расчеты с определением: среднего арифметического; медианы (показатель середины ряда), степени рассеивания (дисперсии, среднего квадратического отклонения), коэффициента вариации и др. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц. Применяются для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями Методы педагогического исследования методы изучения педагогического опыта методы теоретического исследования математические и статистические методы Теоретический анализ Индуктивные и дедуктивные методы (логические обобщения) Контент-анализ Работа с литературой: составление библиографии; реферирование; конспектирование; аннотирование; цитирование Наблюдение (включенное и невключенное; сплошное и выборочное) Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование – массовый сбор информации) Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся Изучение педагогической документации Эксперимент (естественный и лабораторный; длительный, кратковременный и лонгитюдный; констатирующий, формирующий (преобразующий), контролирующий) Другое название – эмпирические методы (сбор фактов, опыта)
21 Педагогическое исследование Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены
22 Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия Ваша курсовая работа по педагогике предусматривает проведение педагогического исследования (на уровне разработки)
23 Использованные источники и литература: 1.Федотова, Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов психолого- педагогических факультетов высших учебных заведений / Г.А.Федотова. – Великий Новгород: НовГУ, – 114 с. 2.Подласый, И.П. Педагогика: учеб. / И.П.Подласый. – изд. 2. – М., Основы педагогики: учебное пособие / Под общ.ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г.Крысько. – изд. 6. – М.: Юрайт, Материалы сайта «СхемоРФ». - Режим доступа:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.