Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимофей Романов
1 Профилактика суицидального поведения обучающихся
2 Рост психологического неблагополучия современных подростков и, как следствие, широкое распространение в подростковой среде наркотической и алкогольной зависимостей, увеличение числа подростковых суицидов могут служить доказательством того, что подростки, их родители, учебно-воспитательная система и различные социальные институты оказались неготовыми к к новым социально-экономическим условиям. В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема самоубийств среди несовершеннолетних, которые по-прежнему являются одной из основных внешних причин смертности среди детей и подростков.
3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ) 32% СП приходится на долю 17-х; 31% - 16-х; 21% - 15-х; 12% - 14-х; 4% х Юноши совершают самоубийства как минимум в раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще
4 Проблемы подросткового возраста Бурное развитие эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств, - «подростковый комплекс»; Половое созревание (быстрые изменения в организме); Маргинальное социальное положение; Индивидуальные особенности; Недостаточная (или несформированная) компетентность в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности
5 ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ Печальное настроение; Чувство скуки; Чувство усталости; Нарушения сна; Чрезвычайная эмоциональность; Замкнутость; Рассеянность внимания ; Агрессивное поведение; Демонстративное непослушание; Склонность к бунту; Злоупотребление алкоголем или наркотиками; Плохая успеваемость; Прогулы
6 ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА СУИЦИДОВ (ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ) Эгоистическая аутоагрессия – саморазрушение возникает из-за того, что человек чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи и друзей; Анатомическая аутоагрессия – неудачи в приспособлении человека к социальным изменениям, приводящим к нарушению взаимной связи личности и группы. Альтруистическая аутоагрессия – суицид, который совершается человеком, если авторитет общества или группы подавляет его эго идентичность и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной, религиозной или философской идеи.
7 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 1. Этап суицидальных тенденций (проявляется в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах); 2. Этап суицидальных действий (тенденции переходят в конкретные поступки); 3. Этап постсуицидального кризиса (от момента совершения суицидной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций).
8 Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей 1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров. 2. Предпочтение траурной или скорбной музыки. 3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний. 4. Разговоры об отсутствии ценности жизни. 5. Фантазии на тему о своей смерти. 6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.). 7. Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать»… 8. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня»… 9. Приобретение средств для совершения суицида. 10. Написание прощальных писем. 11. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанные со смертью. 12. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти 13. Проявление признаков депрессии.
9 Факторы суицидального риска: Предшествующая попытка суицида; Тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье; Смерть близкого, любимого человека. Эмоциональные нарушения (острые приступы паники, чувство вины, стыда); Психические заболевания; Алкоголизм, наркомания; Отверженность в детстве; Воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные; Ранняя потеря матери или обоих родителей; Неразделенная любовь; Психическая травма в результате насилия; Боязнь позора; Сниженная адаптивная способность к изменениям
10 Основные мотивы суицидального поведения подростков 1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия; самообвинения. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания, нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
11 Мифы и факты о суициде МИФФАКТ Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей Настоящее самоубийство случается без предупреждения Примерно 8-10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке Самоубийство – явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении. Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь. Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием
12 ЕСЛИ БЫЛА СОВЕРШЕНА ПОПЫТКА СУИЦИДА В случае незавершенного суицида рекомендуется индивидуальная работа специалистов – психиатра, психотерапевта, психолога – с самим суицидентом и его семьей. В случае завершенного суицида необходима групповая работа с подростками ближайшего окружения самоубийцы, направленная на отрегулирование чувств и обсуждение поисков других возможных выходов из возникшей кризисной ситуации.
13 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 1. Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся; 2. Для подростков с выявленными или подозреваемыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные достижения, а эмоциональное благополучие. 3. Систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте. 4. Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. 5. В образовательном учреждении разместить плакаты с адресами помощи и надежды.
14 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.Авдеева, Н.Н. Человеческий потенциал России: факторы риска. М г. 2.Бойко, О.В. Жизненные смыслы и отношение к суициду у молодежи: теория и практика социальной работы. Саратов, 1997 г. 3.Братусь, Б.С. Аномалии личности. М г. 4.Орлова, М.М. Особенности суицидальных намерений юношей и девушек. Саратов, 1996 г. 5.Слуцкий, А.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов. М г. 6.Тихоненко, В.А. Жизненный смысл выбора смерти. М г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.