Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОльга Бежина
1 «Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий» Копотева Г.Л.
2 Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты обучения Сформированные: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) компетентность, обще пользовательская ИКТ- компетентность учащихся
3 Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности Учебная ситуация должна создать условия, провоцирующие детское действие
4 Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
5 Условия, провоцирующие детское действие Эти условия могут задаваться и описываться в том числе с помощью описания: Эти условия могут задаваться и описываться в том числе с помощью описания: последовательности выполняемых действий, особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса. Технологическая карта урока
6 Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
7 Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
8 Понятие УУД Понятие УУД Умение учиться в общении со сверстниками = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы;Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель;Учебная цель; Учебная задача;Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)
9 Универсальные учебные действия (УУД) Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться Умение учиться и развиваться переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе
10 Технологическая карта урока (разработки иных авторов) Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды формируемых УУДАнализ Актуализация знаний, необходимых для изучения поэзии Задаёт вопрос: Как мы отличим стихотворение от текста, написанного прозой? - Отвечают на поставленный учителем вопрос - принимать и сохранять учебную цель и задачу - Все ли действия, осуществляемые детьми перечислены? -Формируется ли названное УУД посредством учебного задания, предложенного учителем? -- К какому виду УУД оно относится? - Все ли УУД, формируемые этим заданием перечислены?
11 Выявленные недостатки - Неочевидно, все ли виды осуществляемых детьми действий перечислены. -Неочевидно, формируется ли названное УУД посредством учебного задания, предложенного учителем. - Неочевидно, к какому виду названное УУД относится. - Неочевидно, все ли УУД, формируемые этим заданием перечислены.
12 Задача Создать технологическую карту, лишённую этих недостатков
13 Технологическая карта урока Инвариантная часть карты Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Инвариантная часть карты Деятельность учителя
14 Вариативные части технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Ход урока Этап урока Деятельность учащихся
15 Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Вариативная часть Инвариантная часть Вариативная часть
16 Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС дифференциация требований к уровню освоения явное выделение базового и повышенных уровней
17 Технологическая карта урока Вариативная часть карты. Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных заданий. Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Вариативная часть карты. Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных заданий. Ход урока Этап урока Задание, выполняемое на данном этапе урока Деятельн ость учителя Деятельн ость учащихся Задание базового уровня Задание повышенного уровня
18 Технологическая карта урока Вариативная часть, фиксирующая виды деятельности учащихся Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Вариативная часть, фиксирующая виды деятельности учащихся Деятельность учащихся Вид деятельности Осуществляе мые действия Формируемые способы деятельности Осуществляем ые действия Формируемые способы деятельности Осуществляем ые действия Формируемые способы деятельности
19 Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС Формирование УУД Виды УУД Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные Познавательные Познавательные
20 Технологическая карта урока вариативные компоненты Модуль 2 Технологическая карта урока вариативные компоненты Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 2 Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Осуществляе мые действия Формируемые Способы деятельности
21 Технологическая карта урока Модуль 3 Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 3 Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Коммуникативная Осуществляе мые действия Формируемые Способы деятельности
22 Технологическая карта урока Модуль 4 Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 4 Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Регулятивная Осуществляе мые действия Формируемые способы деятельности
23 Технологическая карта урока Модуль 5 Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 5 Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Личностная Осуществляе мые действия Формируемые Способы деятельности
24 Технологическая карта урока Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 3-х модульная вариативная часть карты Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельности Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельности Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельности
25 Технологическая карта урока Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 4-х модульная вариативная часть карты Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная Личностная Осуществ ляемые действия Формиру емые способы деятельности Осуществ ляемые действия Формиру емые способы деятельности Осуществ ляемые действия Формиру емые способы деятельности Осуществ ляемые действия Формир уемые способы деятельности
26 Технологическая карта урока Технологическая карта урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. 5-ти модульная инвариантная часть карты Ход урока Деятельность учащихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная Личностная Задание базового уровня Задание повышенного уровня Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельности Осуществ ляемые действия Формируем ые способы деятельности Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельности Осуще ствля емые действия Формир уемые способ ы деятельности
27 Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока
28 Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная Зад ание базового уровня Зад ание повышенного уровня Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельности Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельности Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельности
29 Виды УУД Личностные Личностные Познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные
30 Личностные УУД Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание
31 Личностные УУД Самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
32 Личностные УУД С мыслообразование: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания.формирования мотивов достижения и социального признания. формирования границ собственного знания и «незнания»формирования границ собственного знания и «незнания»
33 Личностные УУД Морально-этическая ориентация: знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность); ориентация на выполнение моральных норм,ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации,способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков.оценка своих поступков.
34 Познавательные УУД Познавательные действия Общеучебные Логические Постановка и решение проблем
35 Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знания.структурирование знания.
36 Познавательные УУД Логические учебные действия Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковумение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение осуществлять синтез как составление целого из частей;умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи;умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство;доказательство; выдвижение гипотез и их обоснованиевыдвижение гипотез и их обоснование
37 Познавательные УУД Постановка и решение проблем Формулирование проблемы;Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем Самостоятельное создание способов решения проблем
38 Регулятивные УУД Регулятивные действия Целепола- гание Планиро вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу ляция
39 Регулятивные учебные действия принимать и сохранять учебную задачу,принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
40 Регулятивные учебные действия учитывать правило в планировании и контроле способа решения;учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
41 Регулятивные учебные действия вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формевыполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
42 Коммуникативные УУД Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером
43 Коммуникативные учебные действия понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
44 Коммуникативные учебные действия уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы;уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера;уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия;уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
45 Коммуникативная деятельность Коммуникация как интериоризация (стили и способы построения речевой коммуникации) Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели – ориентация на партнера) Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности)
46 Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока Чётко фиксирует: не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности
47 Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока прозрачным (видимым, очевидным) Фиксирование видов формируемых у учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным)
48 Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока Чётко фиксирует: виды формируемых у учащихся способов деятельности в чётком соответствии с предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей
49 Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока Позволяет зафиксировать уровень сложности предлагаемой учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачи (то есть дифференцировать процесс обучения)
50 Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока Поскольку планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в структуре технологической карты урока отпадает необходимость выделения в карте отдельной графы (компонента матрицы), посвященной целевому назначению проектируемого урока
51 Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока Представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить
52 Спасибо за внимание! Институт стратегических исследований в образовании Копотева Г.Л. Копотева Г.Л. 8(499) (499)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.