Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАртём Белкин
1 Звуки в контексте Представление о глубинной форме
2 Фонетический контекст Один и тот же звук в разных фонетических окружениях реализуется по-разному: пят [пат] vs. пат [пат] – разная реализация гласного ([ и а] в первом случае) пята [пита] vs. пяту [пит у у] – разная реализация согласного ([т у ] во втором случае) Степень точности транскрипции: обычно считаем, что это один и тот же звук в разных контекстных вариантах.
3 Позиция нейтрализации Более сложные случаи: коты [каты] и сады [сады] кот [кот] и сад [сад] В чем проблема в этом случае? Один звук, но «получившийся» из разных. Нейтрализация противопоставления (по глухости~звонкости в исходе слова) (гласных [о] и [а] в первом предударном слоге)
4 Позиция нейтрализации Нейтрализации, характерные для русского, в других языках могут отсутствовать В дагестанских языка оглушение на конце слова не происходит, зато теряется противопоставление по силе или геминации: (арч.) χ ːʷ ak лес ~ χ ːʷ ak ː -a в лесу (багв.) ʁ as шкура ~ ʁ as ː -u ɫ шкура (Gen)
5 Фонетический контекст В некоторых фонетических позициях: звуки могут приобретать дополнительные, контекстно-обусловленные свойства фонемы могут реализовываться так, что совпадают с другими фонемами Почему мы считаем, что свойства дополнительные? Почему считаем, что фонемы совпали, но были разными?
6 Глубинная форма Принцип единства означающего; считаем, что: [пат-] в пятка, [пит-] в пята и [пит у -] в пяту – это все разные варианты одного означающего
7 Глубинная форма Удобно записадь это единое означающее в одном глубинном представлении, а потом выводить из него его поверхностные реализа-ции. Какое глубинное представление выбрать для: [пэт(-кт)], [пит(-á)], [пит у (-ý)]? /пат/ (почему не /пит/?) понятие сильной позиции – такая позиция, где реализация фонем различается например – какая сильная позиция для русских гласных? для согласных (по глухости/звонкости)?
8 Глубинная форма Кроме глубинного представления необходимо еще предложить и правила вывода поверхностных реализаций В нашем случае это относительно легко: Предударный /а/ после мягкого реализуется как [и] Согласные перед [у] получают признак огрубленности
9 Глубинная форма и правила А для арчинского и багвалинского? (арч.) χ ːʷ ak лес ~ χ ːʷ ak ː -a в лесу (багв.) ʁ as шкура ~ ʁ as ː -u ɫ шкура (Gen) Глубинная форма с сильным (геминированным), правила о переходе в слабый (простой) в абсолютном конце слова. Почему не наоборот? Потому что есть слова, в которых конечный согласный не становится сильным
10 Глубинная форма Часто глубинная форма соответствует одной из поверхностных реализаций Но это не всегда так, ср.: рот ~ рт-а – какая глубинная форма? Если /рот/, то почему /кот/ коты, а не кто Если /рт/, то почему /корта/, а не /корота/ Какие правила отвечают за переход /о/ в [о] в одних случаях и в ноль звука в других?
11 Морфонология Одно из возможных решений - постулируем глубинную форму /рът/, отличную от /корт/ и /кот/. Тогда получается правило вывода (огрубленное): ъ _CV Ø в остальных случаях /ъ/ [о]
12 Морфонология (в одном из пониманий) Некоторые языки считаются языками с богатой марафонологией, некоторые – марафонологическийй бедными Богатые – такие, в которых глубинные формы существенно отличаются от поверхностных – Самодийские – пример марафонологическийй богатых языков
13 Нганасанский (Хелимский 1995) kou-huambu- ʔ говорят, они остались kol ɨ ð ɨ -biah ɨ - ʔ говорят, они ловят рыбу марафонологическое представление морфемы репортатива -HAMHU-
14
Нганасанский Чередования ступеней (используются в правилах от глубинной к поверхностной форме) фонетически мотивированы, но затемнены в ходе эволюции языка: Сильная ступень Слабая ступень k g s d (
15 Нганасанский Большой набор разнообразных, но строго упорядоченных правил преобразования глубинной формы в поверхностную: Ритмическая градация: сильная ступень выступает в четном слоге, слабая – в нечетном слоге Слоговая градация: сильная ступень выступает перед гласным открытого слога, слабая – перед гласным закрытого слога Что будет в открытом нечетном и закрытом четном?
16 Нганасанский Большой набор правил преобразования исходной «глубинной» структуры в поверхностную (continued): «Нуннация»: в контексте носового восстанавливается носовой согласный NB: восстановленный носовой «невидим» для чередования ступеней (почему это важно?) марафон. правила чаще всего упорядочены! Сингармонизм
17 Нганасанский... такая сложная система приводит к огромному числу алломорфов, многие из которых внешне не похожи друг на друга: -baŋhu, -biaŋh ɨ, -bambu, -biamb ɨ, -bahu, - biah ɨ, -huaŋhu, -hiaŋh ɨ, -huambu, -hiamb ɨ, - huahu, -hiah ɨ глубинная форма /HAMHU/
18 Сингармонизм (турецкий Lewis 2001) Все гласные в слове либо передние, либо задние Закрытые гласные в слове либо все погубленные, либо все непогубленные Исключения? Заимствования Бывает ли один и тот же аффикс в разных словах? Непогубленные Огубленные OpenCloseOpenClose Back a ɪ [ ɨ ] ou Front eiö [ø]ü [y]
19 Турецкий: глубинная форма suda в воде yerde в земле elim моя рука akşamım мой вечер dokunmak трогать girmek входить köyüm моя деревня çocuğum мой ребенок ср. el, akşam, köy, çocuk Как же «по-настоящему» выглядят суффиксы локатива, инфинитива, притяжательности?
20 Сингармонизм какнедоспецифицированность Недоспецифицированный гласный: Loc -dV open, где open - нижний подъем Inf -mV open k Poss1 -V close m, где close верхний подъем Иногда пишут -dA, -mAk, -Im
21 Морфонология 2 Правила перехода от глубинной формы к поверхностной могут быть чувствительны к морфологической структуре слова – его составу (конкоретные суффиксы) или наличию морфемных границ Это другое понимание марафонологии: фонологические явления, для описания которых необходима морфологическая информация
22 Морфонология 2 Русский возвратный постфикс -за: оттянулся, оттянуть - – /от-/, /тану-/, /-л/, /-т/, /-са/ тянутся [тáнъ°цъ] vs. отсядут [атсáдъ°т] – и там, и там /…тса…/ старался vs. старалась – после гласного? – уже это М2, так как свойство конкор. морфемы но: старавшаяся vs. старавшийся – *старавшаясь
23 Морфонология 2 Лексикализованный сингармонизм: самодийские, чукотские, другие... нганасанский: синхронно тождественные морфемы могут принадлежать к разным сингармоническим классам: hon заплести (i-класс) или иметь ( ɨ -класс) honsuəðu он заплел это ~ hons ɨ əð ɨ он имел это
24 Семинар На семинаре подробнее разбираем рассмотренные случаи; а также решаем задачу БМНК и НТВР.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.