Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Блинов
1 ГОЛОВНОЙ МОЗГ
2 Задачи урока: 1. Рассмотреть особенности строения головного мозга 2. Изучить функции каждого отдела головного мозга
3 1. Где расположен спинной мозг? 2. Каково его строение? 3. Что такое ликвор и каковы его функции? 4. Каково значение серого и белого вещества спинного мозга?
5 Головной мозг Головной мозг располагается в мозговом отделе черепа. Масса мозга – 1500 г. Серое вещество белого вещества Серое вещество – на поверхности мозга (в коре) и в виде ядер внутри белого вещества 12 пар черепно- мозговых нервов От головного мозга отходит 12 пар черепно- мозговых нервов
6 ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ МОЗЖЕЧОК СРЕДНИЙ МОЗГПЕРЕДНИЙ МОЗГ КОНЕЧНЫЙ МОЗГ (БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ) Большие полушария Промешуточный мозг Среднии мозг Мост Мозжечок Продолговатый мозг МОСТ ЗАДНИЙ МОЗГ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ
7 Большие полушария – 2 (правое и левое) Полушария образованы корой и лежащей под ней массы белого вещества. Кора – тонкий слой серого вещества (толщина 1,5-4 мм) с плотно расположенными нейронами разной формы (более 12 млрд!!!) Поверхность коры имеет борозды (углубления) и извилины (складки). Общая площадь коры = кв.см
8 1. Двигательные 1. Двигательные – произвольные движения 2. Чувствительные 2. Чувствительные – определенные виды чувствительности (кожная, суставно- мышьечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая) 3. Ассоциативные 3. Ассоциативные - процессы мышьления, запоминания, обучения В коре три типа зон:
9 Лобная доля Височная доля Теменная доля Затылочная доля Каковы функции разных долей полушария? 1. Лобная доля 1. Лобная доля – мышьечные движения, мышьление, сознание 2. Теменная доля 2. Теменная доля – кожно-мышьечная чувствительность 3. Затылочная доля 3. Затылочная доля – зрение 4. Височная доля 4. Височная доля – слух, вкус, обоняние
10 Пространственная асимметрия коры ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ 1.Логическо-аналитическое мышьление 1. Сознательная ориентация в пространстве 2. Планирование, структурирование 2. Интуитивная оценка 3. Речевые центры (Вернике и Брока)3. Центры рисования и манипуляции 4. Центры письма и счета 4. Распознавание зрительных и музыкальных образов 5. Работа с числами, формулами, таблицами 5. Запоминание лиц, картин, поз, голосов 6. Понимание смысла музыкальных произведении и рочевых сигналов 6. Различение мелодий, темпа и ритма музыки, тембра голоса и интонаций 7. Последовательность мысли 7. Одновременные мысли 8. Видение различий 8. Видение сходства 9. Планирование будущего, хорошее ощущение времени 9. Ориентировка в настоящем, отсутствие ощущения времени 10. Контроль ощущении 10. Отсутствие контроля над ощущениями
11 ОТДЕЛ МОЗГА СТРОЕНИЕФУНКЦИИ I.Заднии 1. Продол -говатый 2. Мост 3.Мозже- чок II.Сред- нии III.Перед- нии 1.Проме- шуточный Таламус Гипоталамус Большие полушария Является продолжением спинного. Ядра 4 пар череп- но-мозговых нервов (ЧМН) Рег-ция дых., серд.- сосуд., пищевая. с-м, защитные реалексы Ядра 4 пар ЧМН Участие в вестибулярных реал., центры жеват. и мимических мышьц Два полушария, покрыт. ко- рой с бороздами и извилин. Координация движении, регуляция мышьечного тонуса и равновесия Крыша, ножки, ядра 2 пар ЧМН Ориентировочные реалексы на свет и звук, зрачковый реалекс, рег-ция мышь. тонуса и позы тела Зрительные бугры – парное образование Подбугорная область Проводит импульсы от всех рецепторов (кроме обонятельных), их анализ и передача в кору мозга Влияет на гипофиз, регуляция темп-ры, обмена в-в, поведения, эмоций, сна и бодрствования Два полушария, покрыт. ко- рой с бороздами и извилин., разд.на 4 доли (затылочная, лобная,височная,теменная) Восприятие всей инф-ции, управление мышьечными движ., мыслит. и рочев. деят. чел-ка
12 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Тема: Деятельность мозжечка Цель: познакомиться с функциями мозжечка 1. Пальценосная проба. План проведения опыта: Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем. Остальные пальцы сжаты в кулак. Кончиком указательного пальца испытуемый касается кончика своего носа
13 2. Торможение движении, возникших в силу инерции. План проведения опыта: 1. Исследование проводится парами. Испытуемый сгибает руку в локте. 2. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. 3. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку.
14 3. Ответьте на вопросы:. 1. Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальце ночной пробы? 2. Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движении, возникших в силу инерции? 3. Почему опьяневший или укачавшийся человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
16 Выберете, верно или нет: 1. Головной мозг находится в мозговом отделе черепа 2. Головной мозг состоит из белого и серого вещества 3. Белое вещество образует кору и ядра внутри серого вещества 4. От головного мозга отходит 5 пар черепно-мозговых нервов 5. В головном мозге выделяют переднии, среднии и заднии мозг 6. Поверхность мозжечка имеет кору с бороздами и извилинами 7. В коре больших полушарий выделяют парные лобные и затылочные доли,а также непарные височные и теменные 8. В теменной доле находятся центры зрения 9. За ориентировочный реалекс отвечает промешуточный мозг
17 Выберете, верно или нет: 10. В промежуточном мозге выделяют таламус и гипоталамус 11. Правое полушарие отвечает за правую сторону тела, а левое – за левую 12. Центры дыхания, сердечной деятельности, пищеваяения находятся в продолговатом мозге 13. За координацию движения отвечает среднии мозг 14. Центры мышьления и мышьечной активности располагаются в височных долях коры 15. Центр слуха находится в височных долях 16. За наглядно-образное мышьление ответственно левое полушарие, а за логическое мышьление - правое
18 ЗАДАЧА ЗАДАЧА Анатомы времен античности и средневековья называли продолговатый мозг «жизненным узлом». Как вы думаете, на основании каких наблюдении они сделали такое заключение? Что вы знаете о функциях этого отдела мозга? ЗАДАЧА обморок ЗАДАЧА Остановка кровоснабжения мозга на 20 секунд вызывает обморок – потерю сознания; повышение температуры тела до град - бред, нарушение сознания. Реанимация возможна, если клиническая смерть продолжается не более 5-6 минут. С какими особенностями нервной ткани это связано?
19 Домашнее задание Параграфы 11-12, рабочая тетрадь
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.