Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгения Меркулова
1 Работа учащихся 10 класса МОУ «СОШ54» Адамян Шогик и Тележниковой Елены Руководитель - учитель русского языка и литературы Н.В.Клюкова Цель работы – проследить творческую историю речи о Пушкине. В. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского.
2 Открытие памятника А.С.Пушкину в Москве 6 июня 1880 года.
3 Вечер в Московском Благородном собрании, посвящённый А.С.Пушкину.
4 Речь Достоевского произнесена 8 июня 1880 года в зале Благородного собрания Общества любителей российской словесности. Она оставила о себе много воспоминаний. Поначалу впечатление от речи было только восторженным. Речь была воспринята как чудо и самим Достоевским, но мнения его современников начали меняться уже через несколько дней. Очевидно, что речь Достоевского о Пушкине воспринималась современниками неоднозначно. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ РЕЧИ О ПУШКИНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
5 Три черновых наброска Полный черновик речи Набросок начала речи
6 Необходимо показать, как постепенно менялась творческая концепция Достоевского в его речи на материале черновых вариантов Объяснить причины этих изменений Сравнить черновые редакции с каноническим текстом речи Выяснить, как формировался в данном произведении Достоевского образ Пушкина-писателя, Пушкина-пророка
7 Пушкин был для Достоевского образцом и идеалом. Творчество Пушкина писатель связывал с судьбой России, считал, что оно пророчески предсказывает дальнейшее развитие ее. В героях его произведений Достоевский находит воплощение нравственного идеала русского народа, который у Достоевского называется «почвой».
8 Достоевский считает, что личность Пушкина, его творчество – яркое воплощение сущности русской нации. Он отводит Пушкину роль писателя, который своей деятельностью осуществит культурную связь России с Европой. Образ Онегина - народно-исторический тип. Достоевский считает, что страдания Онегина коренятся в разрыве его с родной почвой. Почва для Достоевского – это русский народ как носитель нравственного идеала, высокой духовности. Пушкин– первый для Достоевского реалист, сказавший о судьбе русской интеллигенции, «лишних людей» или «русских скитальцев». Эти же мысли нашли свое окончательное завершение в речи о Пушкине.
9 Пушкинская речь создавалась в период работы над «Братьями Карамазовыми». Достоевский считал свою работу очень ответственной, поэтому стремился к наибольшей точности и выразительности мысли. Его речь не только вершина художественно- публицистического мастерства, но и яркое, сжатое и сильное по чувству исследование творчества поэта.
10 Черновые наброски Достоевского к «Речи О Пушкине», 1880 г., лист 2-ой
11 Содержит прямую полемику Достоевского с Белинским по поводу пушкинского стихотворения «Поэт и чернь». По мнению Достоевского, Пушкин вовсе не противопоставлял материальное и духовное начала. Но поэт выступал против тех, кто считал, что цель искусства – прямая польза, то есть непременный отклик на «злобу дня». Набросок начала речи совсем не вошел в окончательный текст.
12 Именно в них можно найти все основные тезисы выступления Достоевского. В них же отразилась работа Достоевского над отбором тех произведений Пушкина, которые должны были служить основой его размышлений. В черновых набросках Достоевский выделяет с самого начала повесть «Капитанская дочка», стихотворение «Сват Иван, как пить мы станем… », «Повести Белкина», трагедию «Борис Годунов», «Сказку о Медведихе», поэму «Цыганы», роман в стихах «Евгений Онегин». В черновых тезисах речи Достоевский говорит о народности и всемирном значении Пушкина. Теперь он видит народность Пушкина еще и в том, что он первый в русской литературе создал характеры русской интеллигенции своего времени, которые «стремятся к мировому идеалу». Достоевский считал Пушкина предшественником тех писателей, которые впоследствии обратились к изображению народа, не считал изображение простого народа признаком народности. Черновые наброски показывают сложность размышлений Достоевского о народности Пушкина.
13 В третьем наброске и в самой речи Достоевский, говоря о народном, национальном значении Пушкина, имеет в виду прежде всего образы Алеко, Татьяны и Онегина. Алеко – «русский скиталец». Это не только эгоист, но и трагический характер русского интеллигента, которому свойственны неудовлетворённость собой, сомнения, стремление к «мировому идеалу». Онегин – это дальнейшее реалистическое развитие характера, близкого к Алеко. Татьяне в черновых набросках, особенно во втором и третьем, и в самой речи отведено важное место как «русской женщине, сказавшей русскую правду».
14 Достоевский выявил гениальную способность Пушкина понять назначение русского человека как «всеевропейское и всемирное, оставаясь русским». В пушкинском гениальном умении проникнуть в тайну чужой нации Достоевский видел важнейшую национальную особенность. Русская нация, по мнению писателя, более других наций способна перевоплощаться в душу другого народа, понять и принять его идеалы. Таким образом, черновые наброски, опубликованные И.В.Иваньо, отражают все важнейшие моменты речи о Пушкине.
15 Две большие вставки: размышление Достоевского о романе Бальзака «Отец Горио» анализ образов повести Пушкина « Капитанская дочка»
16 Таким образом, черновые редакции – интереснейший и важнейший документ для изучения творческой истории речи о Пушкине Достоевского. Они отражают движение мысли писателя, процесс его творческих исканий, иллюстрируют эволюцию взглядов Достоевского. Его черновики и наброски к речи также дают богатую пищу для размышлений. Все это вместе представляет синтез мыслей Достоевского о Пушкине, которого он считал великим художником-реалистом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.