Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександра Тимковская
1 Лекция 2 КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
2 ТАРАНОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА
3 1. Природа, источники и причины социальных конфликтов. 2. Функции социальных конфликтов. 3. Структурные элементы конфликта. 4. Процесс и динамика конфликта.
4 1. Природа, источники и причины социальных конфликтов
5 Конфликт это противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений.
6 Слово «конфликт» пришло в русский от латинского conflictus, что означает «столкновение, серьёзное разногласие, спор». В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с XIX в.
7 Термин «конфликт» может быть распространён на человека, животных и неодушевлённые предметы
8 «Социальный конфликт»: - субъектом является конкретный человек, социальная группа или социальная структура; - конфликт осознается и оценивается.
12 1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. 2. Конфликт это всегда противоборство субъектов, которое характеризуется нанесением взаимного эмоционального ущерба.
13 Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности: - объективные (не зависящие от сознания и воли людей); - субъективные (обусловлены субъективными личностными факторами, желанием и волей субъектов); - мнимые (несуществующие в реальности).
15 - проблемные ситуации (новизна событий); - критические (аварийные) ситуации (существенно меняющиеся условия); - экстремальные ситуации (трудные ситуации); - ситуации неизвестности; - ситуации потери.
16 явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту, вызывают противоречия в интересах разных сторон и приводят к их противостоянию.
18 Связаны с нехваткой ресурсов (власть, энергия, деньги, время) - социальные конфликты - политические конфликты; - экономические конфликты; -идеологические конфликты.
19 - структурно-организационные (ошибки в проектировании структуры, неодинаковая оснащённость рабочих мест, изматывающий темп работы; несоразмерность прав и обязанностей); - функционально-организационные (неоптимальные функциональные связи с внешней средой, между структурными подразделениями организации; взаимозависимость задач; отсутствие, искажённость или противоречивость информации; слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);
20 - личностно-функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности; противоречивость должностных инструкций; противоречивость требований профессиональных и личных; - ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
21 - конфликт ценностей, разный подход к оценке одних и тех же событий : между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией на частную собственность); - потери и искажение информации в процессе коммуникации;
22 - субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого; - низкая конфликтоустойчивость, -неадекватный уровень притязаний, - эгоизм.
23 2. Функции социальных конфликтов
24 Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
25 Долгое время считалось, что конфликты вредны. В 1956 г. учёный Льюис Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта.
32 3. Структурные элементы конфликта
33 совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе.
36 лица, принимающие участие в конфликте: - основные участники конфликта (наступательные или защитные действия); - группы поддержки (силы, стоящие за оппонентами); - другие участники (эпизодическое влияние на ход конфликта: подстрекатель, организатор, медиатор и др.).
37 это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то внешнее противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
38 Внутренний мотив, движущая сила конфликта. Это: -материальная (ресурс), - духовная (идея, принцип и т.д.) или -социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
39 Предшествует открытому конфликту, связана с ростом социальной напряженности. Может существовать долго и не перерастать в конфликт.
40 . формальный повод для начала открытого противоборства.
41 Отображение конфликта в сознании конфликтующих
42 Поведение и статус конфликтующих в ходе конфликтного взаимодействия
43 4. Процесс и динамика конфликта
44 складывается из следующих периодов. 1. Предконфликтная ситуация (латентный период). 2. Открытый конфликт (собственно конфликт): - инцидент (начало конфликта); - эскалация (развитие) конфликта; - завершение конфликта. 3. Послеконфликтный период.
47 Он включает следующие этапы: возникновение объективной проблемной ситуации (не осознанна, конфликтных действий нет); осознание объективной проблемной ситуации. Возникает потребность принять меры для разрешения противоречия.
48 попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны убеждении, разъяснении, просьбе и пр. возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия.
49 включает в себя этапы: инцидент первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. эскалация резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;
50 сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются; завершение конфликта переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
51 Она включает в себя следующие этапы: частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру; полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
52 сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются; завершение конфликта переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.