Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Муханов
1 Профессиональные качества педагога И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя
2 Page 2 Компетентностную модель современного учителя представляют в виде входящих в нее элементов: ценности, принципы и цели; профессиональные качества; ключевые компетенции; педагогические методы, способы и технологии; профессиональные позиции В данной презентации рассмотрим подробно вторую составляющую компетентностной модели учителя – профессиональные качества педагога
3 Page 3 С ОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ : 1.Специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; обладать терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, общительностью и умением слушать;
4 Page 4 С ОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ : 2. Работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком;
5 Page 5 С ОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ : 3. Человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.
6 Page 6 Рассмотрим классификацию профессиональных качеств педагога по трем аспектам: Психологические черты личности как индивидуальности Педагог в структуре межличностных отношений Профессиональные черты личности преподавателя
7 Page 7 Психологические черты личности как индивидуальности: а)сильный, уравновешенный тип нервной системы; б) тенденция к лидерству; в) уверенность в себе; г) требовательность; д) добросердечие и отзывчивость; е) гипертимность.
8 Page 8 Педагог в структуре межличностных отношений: а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; в) адекватная самооценка; г) стремление к сотрудничеству с коллегами; д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
9 Page 9 Профессиональные черты личности преподавателя: а) широкая эрудиция и свободное изложение материала; б) умение учитывать психологические возможности учащихся; в) темп речи слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность; г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты; д) обращение к учащимся по именам; е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; ж) умение чётко сформулировать конкретные цели; з) умение организовать всех учащихся сразу; и) умение оценивать степень понимания учебного материала.
10 Page 10 Приведем систему ранжирования качеств по степени их значимости: Доминантные (качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности) Периферийные (качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности) Негативные (качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда) Профессионально недопустимые (качества, приводящие к профессиональной непригодности учителя)
11 Page 11 Доминантные качества: 1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности. 2. Целеустремленность умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач. 3. Уравновешенность способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях. 4. Желание работать со школьниками получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса. 5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними. 6. Обаяние сплав духовности, привлекательности и вкуса.
12 Page 12 Доминантные качества: 7. Честность искренность в общении, добросовестность в деятельности. 8. Справедливость способность действовать беспристрастно. 9. Современность осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов). 10. Гуманность стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии. 11. Эрудиция широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания. 12. Педагогический такт соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. 13. Толерантность терпеливость в работе с детьми. 14. Педагогический оптимизм вера в ученика и его способности.
13 Page 13 Периферийные качества 1. Доброжелательность 2. Приветливость 3. Чувство юмора 4. Артистичность 5. Мудрость (наличие жизненного опыта) 6. Внешняя привлекательность.
14 Page 14 Негативные качества: 1. Пристрастность выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам. 2. Неуравновешенность неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение. 3. Мстительность свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником. 4. Высокомерие педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником. 5. Рассеянность забывчивость, несобранность.
15 Page 15 Профессионально недопустимые качества 1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.). 2. Нравственная нечистоплотность. 3. Рукоприкладство. 4. Грубость. 5. Беспринципность. 6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания. 7. Безответственность.
16 Page 16 Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
17 Page 17 Задание - самооценка Рассмотрите еще раз систему ранжирования профессиональных качеств. Для каждого пункта поставьте себе оценку по шкале от 0 до 5 (0 –качество абсолютно отсутствует, 5 – качество проявлено в высшей степени). Сделайте вывод о дальнейшем саморазвитии необходимых профессиональных качеств для себя.
18 Page 18 При подготовке презентации использовались исследования, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приведен фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П. Симоновым, а также система ранжирования качеств по степени значимости Т.А. Юзефавичус.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.