Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРуслан Шимановский
1 Раздел стоматологии, изучающий этиологию, патогенез, особенности зубочелюстных аномалий, методы их диагностики и лечения.
2 1.Диагностика, предотвращение и лечение всех форм аномалий зубов. 2.Разработка, применение и контроль функциональных и корректирующих аппаратов. 3. Контроль зубного ряда и поддерживающих его структур в целях достижения и сохранения оптимальной физиологической и эстетической гармонии лицевых и черепных структур.
3 Под аномалиями в ортодонтии понимают отклонения от нормальных показателей анатомических частей зубочелюстной системы – зубов, челюстей, мышц языка, мягких тканей – слизистой оболочки рта, уздечки языка и губ и др. Под термином деформация понимают морфологические нарушения – изменения размеров и формы тела, появившиеся под воздействием различных неблагоприятных факторов после рождения ребенка. Деформация является частным случаем аномалии.
4 Первые сведения о лечении неправильно стоящих зубов относятся к XVIII столетию. Давидов С. (болгарский ученый) в своей книге «Ортодонтия» (1971) приводит деление исторических этапов развития ортодонтии по Соломону (Будапешт), который различал 4 школы: Кафедра стоматологии детского возраста
5 Старая школа ( ) – характеризуется ограниченной целью лечения в пределах перемещения искривленных зубов, возможностью регулирования положения зубов лишь в возрасте лет, широким использованием в ортодонтических целях удаления зубов, применением громоздких и неудобных конструкций ортодонтических аппаратов, развивающих большие грубые силы. Лечение – как механическая проблема. В 1728 г. Пьер Фошар (Pierre Fauchard) опубликовал книгу «Руководство по хирургии и лечению зубов», в которой одна из глав была целиком посвящена выравниванию зубов. Кафедра стоматологии детского возраста
6 Новая школа ( ) – связана с именем Э.Г. Энгля. Цель лечения – достижение идеальной окклюзии без удаления зубов; смыкание первых постоянных моляров – ключ окклюзии; предельный возраст для ортодонтического лечения 7-40 лет; лечение стандартными механическими аппаратами. Эдвард Гартли Энгль Кафедра стоматологии детского возраста
7 Современная школа ( ) была развита Мершоном; предельный возраст лечения определялся индивидуально; используется аппаратом с биологически измеренными силами; применяется лингвальная дуга (вместо вестибулярной дуги Энгля); функциональная ретенция аппаратов; были разработаны экспериментальные основы биоморфологии ортодонтического лечения (Оппенгейм, Занстедт). Кафедра стоматологии детского возраста
8 Наисовременнейшая школа (с 1930…) – развитие механических аппаратов; зарождение функциональной челюстной ортопедии. Основоположники: Хейпл(Прага), Андрезен (Осло), Катц А.Я. (СССР, 1933). КАТЦ АЗАРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ( ) Доктор медицинских наук, профессор с 1935 по 1952 год заведовал кафедрой ортопедической стоматологии Ленинградского медицинского стоматологического института. Кафедра стоматологии детского возраста
9 Классификация Энгля (1889) Классификация Энгля ознаменовала значительный прогресс в ортодонтии. Она базировалась на мезиодистальных соотношениях нижних первых моляров в отношении верхних, которые Энгль рассматривал как «ключ окклюзии».
10 Первый класс Энгля характеризуется нормальным мезиодистальным соотношением зубных дуг и челюстей в области первых постоянных моляров. Мезиальные бугры нижнего первого моляра располагаются в выемке между верхним вторым премоляром и первым моляром. Отклонения от нормы наблюдаются главным образом в области передних зубов.
11 Второй класс Энгля характеризуется дистальным сдвигом нижнего первого моляра в отношении верхнего. Мезиальные бугры нижнего первого моляра становятся на мезиальные бугры антагониста или сдвинуты назад, попадая своими мезиальными буграми в бороздку между мезиальными и дистальными буграми верхнего первого моляра. Все остальные зубы нижней челюсти сдвинуты назад в отношении верхних. Этот класс Энгль делит на два подкласса: первый подкласс – сужение верхней зубной дуги, с наклонными передними зубами вперед, подбородок оттянут назад; второй подкласс – верхние и нижние передние зубы наклонены назад. Оба подкласса могут быть односторонними.
12 Третий класс Энгля характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра в отношении верхнего. Мезиальные бугры нижнего моляра устанавливаются против бугров второго верхнего премоляра или даже впереди их. Нижние передние зубы в большинстве случаев стоят впереди верхних, реже в положении прямого прикуса. Нижняя губа – впереди верхней. Аномалии третьего класса Энгля могут быть также односторонними.
13 Основными недостатками ее является невозможность поставить диагноз во временном прикусе; первые постоянные моляры не имеют достаточно фиксированного положения; не учитываются функции зубочелюстной системы; не учитываются отклонения в вертикальной и трансверзальной плоскостях. В то же время классификация Энгля благодаря простоте диагностики стала господствующей на многие десятилетия и даже применяется в ряде стран и сейчас как рабочая классификация.
14 Основана на функциональной диагностике (цит. по Астахову Н.А., Гофунгу Е.М., Катцу А.Я., 1940). Из всех классификаций наиболее широкое распространение для диагностики аномалий не только в Америке, но и в Европе получила классификация аномалий окклюзии Энгля. А.Я. Катц вносит в эту классификацию ряд существенных поправок, дающих ей функциональную основу. Отвергая «ключ окклюзии», легший в основу классификации Энгля, он рассматривает вопросы установления и взаимоотношения первых постоянных моляров верхней и нижней челюстей в связи с филогенетическим развитием и функцией жевательного аппарата.
15 Первый класс морфологически характеризуется отклонением от «функциональной нормы» главным образом участка зубных дуг впереди первых моляров, редко позади них. В связи с этими морфологическими деформациями фронтальной области зубной дуги функциональная патология данного класса выражается резким преобладанием шарнирных артикуляционных движений нижней челюсти над боковыми ее движениями. Следствием такого ограничения функциональных движений нижней челюсти является функциональная недостаточность всей жевательной мускулатуры.
16 Второй класс морфологически характеризуется отклонением от «функциональной нормы» главным образом дистальным сдвигом нижних первых моляров или мезиальным сдвигом верхних первых моляров по отношению к антагонистам. В тесной связи с этими морфологическими деформациями стоит функциональная патология данного класса. Она выражается в значительном уменьшении размеров функционирующих жевательных поверхностей обеих зубных дуг и несоответствием бугров и бороздок артикулирующих зубов. Наряду с этим значительно отстает в своем развитии вся жевательная мускулатура зубочелюстной системы. Особенно слабо работают вы двигатели нижней челюсти. Формоструктура этого класса отражает функциональную патологию жевательной мускулатуры, и, наоборот, жевательная мускулатура этого класса закрепляет его морфологическую деформацию.
17 Третий класс морфологически характеризуется мезиальным сдвигом нижних первых моляров или дистальным сдвигом верхних первых моляров по отношению к антагонистам. Это морфологическое отклонение от «функциональной нормы» тесно связано с функциональной патологией данного класса, которая выражается в уменьшении и в неправильном использовании жевательной функционирующей площади. Функция жевательной мускулатуры при третьем классе изменяется. Это отражается не только на силе ее сокращения, но и на размахе круговращательных движений нижней челюсти. Функция наружных крыловидных мускулов превалирует над функцией мускулатуры, смещающей нижнюю челюсть назад. Такое несоответствие функций антагонирующих мускулов формирует и фиксирует морфологическую деформацию данного класса. Морфологическая же деформация в свою очередь задерживает и нарушает развитие и нормальную функциональную работу всей зубочелюстной системы.
18 Как известно, наиболее слабым местом в ортодонтии является диагностика. Выдвинутая А.Я. Катцем в 1939 году концепция о функциональной норме зубных рядов позволила автору подойти к вопросу диагностирования аномалий прикуса с точки зрения функциональной патологии жевательного аппарата. Под функциональной нормой зубных рядов А.Я. Катц понимает такое взаимоотношение зубных дуг при функции нижней челюсти, когда при центральной окклюзии каждый зуб, кроме нижних центральных резцов и верхних зубов мудрости, имеет двух антагонистов. При этом каждый верхний зуб артикулирует с одноименным нижним и позади стоящим зубом, а каждый нижний зуб – с одноименным верхним и впереди стоящим зубом. Верхняя зубная дуга перекрывает нижнюю в области боковых зубов своими щечными буграми, а во фронтальном участке возможен контакт режущих краев, но в большинстве случаев наблюдается перекрытие нижних резцов верхними на одну треть высоты коронки. При передней окклюзии имеет место контакт фронтальных зубов и в большинстве случаев расхождение в области боковых зубов. Редко наблюдается контакт между дистальными буграми нижних зубов мудрости и мезиальными буграми антагонистов. При боковой окклюзии отмечается частичный контакт в области передних зубов, контакт только между щечными буграми зубов на рабочей стороне и расхождение зубов на балансирующей стороне. Кафедра стоматологии детского возраста
19 Все аномалии прикуса А.Я. Катц делит на три группы. В первую группу включаются все аномалии с нарушением функциональной нормы только в области фронтальных зубов. Этиология таких аномалий: неправильная закладка зачатков передних зубов, сверхкомплектные зубы, ранняя экстракция молочных зубов, сосание пальцев и недоразвитие межчелюстной кости. При функции нижней челюсти превалируют вертикальные движения. Клиническая картина отличается скученностью и смещениями в области передних зубов, отечностью межзубных сосочков и кариозным процессом на боковых поверхностях передних зубов. Кафедра стоматологии детского возраста
20 Вторая группа аномалий прикуса характеризуется следующими отклонениями от функциональной нормы: при центральной окклюзии в области боковых зубов отмечается бугорковый контакт, а при резко выраженной аномалии – контакт с несоответствующим и неодноименным антагонистом. В области фронтальных зубов часто наблюдается глубокий прикус; реже встречается отсутствие контакта, который иногда переходит в открытый прикус. При передней и боковых окклюзиях жевательная площадь значительно уменьшается. Функция наружных крыловидных мышц ограничена. Этиологическими моментами, обусловливающими эти аномалии, являются: расстройство корреляции нейроинкреторной системы, детские болезни, нарушение физиологического равновесия и кариозный процесс. Для клинической картины характерно выстояние верхних фронтальных зубов, часто глубокий перекрывающий прикус, переходящий иногда в травмирующий; подбородок в большинстве случаев несколько скошен кзади. Кафедра стоматологии детского возраста
21 К третьей группе аномалий прикуса относятся следующие отклонения от функциональной нормы: при центральной окклюзии весь нижний зубной ряд сдвинут вперед; боковые нижние зубы при резко выраженной аномалии перекрывают верхние своими щечными буграми; нижние фронтальные зубы расположены впереди верхних. При боковой окклюзии на балансирующей стороне устанавливаются друг против друга одноименные бугры, а на рабочей стороне нижние язычные бугры оказываются против верхних щечных, т. е. имеет место извращенное положение нижних боковых зубов по отношению к верхним. Жевательная площадь зубов значительно уменьшается. Функция выдвигания нижней челюсти превалирует над другими движениями. Передняя окклюзия затруднена. Этиология этих аномалий: нарушение корреляции нейроинкреторной системы, сосание пальцев, детские болезни и форма челюстно-лицевого скелета. Для клинической картины характерно выстояние нижней губы и западение верхней, а в резко выраженных случаях – выстояние подбородка и часто наблюдаемые явления воспаления маргинального пародонта в области нижних фронтальных зубов. Кафедра стоматологии детского возраста
22 Таким образом, в 1-ю группу войдут деформации с нарушением нормальных соотношений только в области фронтальных зубов. При функции мышц превалируют вертикальные движения нижней челюсти. К аномалиям 1-й группы относятся: 1) большая резцовая часть верхней челюсти; 2) большая подбородочная часть нижней челюсти (макрогения); 3) малая резцовая часть верхней челюсти; 4) малая подбородочная часть нижней челюсти (микрогения); 5) большой вертикальный размер резцовой части верхней челюсти; 6) большой вертикальный размер подбородочной части нижней челюсти; 7) малый вертикальный размер резцовой части верхней челюсти; 8) малый вертикальный размер подбородочной части нижней челюсти; 9) большой вертикальный размер боковых участков верхней челюсти; 10) большой вертикальный размер боковых участков нижней челюсти; 11) малый вертикальный размер боковых участков верхней челюсти; 12) малый вертикальный размер боковых участков нижней челюсти. Кафедра стоматологии детского возраста
23 Ко 2-й группе мы относим деформации, характеризующиеся следующими отклонениями от нормы. При центральной окклюзии в области боковых зубов отмечается бугорковый контакт, а в резко выраженных случаях – контакт с несоответствующими и неодноименными антагонистами. В области фронтальных зубов часто наблюдается глубокий прикус; реже отсутствует контакт, иногда с переходом в открытый прикус. При передней и боковых окклюзиях жевательная площадь уменьшается. Функция наружных крыловидных мышц ограничена. К аномалиям 2-й группы относятся: 1) большая верхняя челюсть (верхняя макрогнатия); 2) сжатая в боковых участках и вытянутая вперед верхняя челюсть; 3) малая нижняя челюсть (нижняя микрогнатия); 4) сдвиг нижней челюсти назад (нижняя ретрогнатия). Кафедра стоматологии детского возраста
24 , 3-ю группу составят зубочелюстно-лицевые деформации, характеризующиеся следующими отклонениями от нормы. При центральной окклюзии весь нижний зубной ряд сдвинут вперед; боковые нижние зубы в резко выраженных случаях своими щечными буграми перекрывают щечные бугры верхних зубов; нижние фронтальные зубы расположены впереди верхних. При боковой окклюзии на балансирующей стороне устанавливаются друг против друга одноименные бугры, а на рабочей стороне нижние язычные бугры устанавливаются против верхних щечных. Жевательная площадь зубных рядов значительно уменьшена. К аномалиям 3-й группы относятся: 1) большая нижняя челюсть (нижняя макрогнатия); 2) малая верхняя челюсть (верхняя микрогнатия); 3) сдвиг всей нижней челюсти вперед. Кафедра стоматологии детского возраста
25 В каждой группе возможны различные сочетания деформаций, а также двусторонняя или односторонняя их локализация. Оральными и лицевыми симптомами зубочелюстно-лицевых аномалий являются: 1) гипердонтия; 2) гиподонтия; 3) макродонтия; 4) микродонтия; 5) неправильное положение отдельных зубов; 6) диастема; 7) тремы; 8) суженный зубной ряд; 9) седлообразно сдавленный зубной ряд; 10) У-образная форма зубного ряда; 11) остроконечная четырехугольная форма зубного ряда; 12) асимметричный зубной ряд; 13) общесуженные зубные ряды; 14) прогения; 15) прогнатия; 16) глубокий прикус; 17) открытый прикус; 18) перекрестный прикус. Кафедра стоматологии детского возраста
26 По мнению Л.С. Персина, прикус – это множественное смыкание зубных рядов при привычном положении нижней челюсти. При нормальном прикусе привычное положение нижней челюсти совпадает с центральной окклюзией, при патологической окклюзии этого совпадения нет. Несмотря на различные причины (нарушения на уровне зубных рядов, апикальных базисов, челюстей, челюстных костей), приводящие к аномалии окклюзии, вид окклюзии будет один и тот же. 1. Аномалии окклюзии зубных рядов По сагиттали: дистальная (дисто-) окклюзия, мезиальная (мезио-) окклюзия По вертикали: дизокклюзия По трансверзали: перекрестная окклюзия – вестибулоокклюзия, – палатиноокклюзия, – лингвоокклюзия Во фронтальном участке Дизокклюзия по сагиттали: в результате протрузии или ретрузии резцов. По вертикали: вертикальная резцовая (без резцового перекрытия); глубокая резцовая (с глубоким резцовым перекрытием) Глубокая резцовая окклюзия. 2. Аномалии окклюзии пар зубов-антагонистов По сагиттали По вертикали По трансверзали. Кафедра стоматологии детского возраста
27 Классификация ВОЗ наиболее полно включает в себя разнообразные зубочелюстные аномалии. Она рассматривает аномалии на уровне размеров челюстей, соотношения зубных дуг и положения зубов. ВОЗ рекомендует следующую классификацию зубочелюстных аномалий. I. Аномалии размеров челюстей: 1) макрогнатия верхней челюсти; 2) макрогнатия нижней челюсти; 3) макрогнатия обеих челюстей; 4) микрогнатия верхней челюсти; 5) микрогнатия нижней челюсти; 6) микрогнатия обеих челюстей. Кафедра стоматологии детского возраста
28 III. Аномалии соотношения зубных дуг: 1) дистальная окклюзия; 2) мезиальная окклюзия; 3) чрезмерное перекрытие (горизонтальный перекрывающий прикус); 4) чрезмерный перекрывающий прикус (вертикальный перекрывающий прикус); 5) открытый прикус; 6) перекрестный прикус боковых зубов; 7) лингвоокклюзия боковых зубов нижней челюсти; 8) смещение от средней линии. Кафедра стоматологии детского возраста
29 IV. Аномалии положения зубов: 1) скученность; 2) перемещение; 3) поворот; 4) промежутки между зубами; 5) транспозиция; 6) ретенция (полуретенция); 7) другие виды. Кафедра стоматологии детского возраста
30 V. Челюстно-лицевые аномалии функционального происхождения: 1) неправильное смыкание челюстей; 2) нарушение глотания; 3) ротовое дыхание; 4) сосание языка, губ и пальцев. Кафедра стоматологии детского возраста
31 VI. Болезни височно- нижнечелюстного сустава: 1) синдром Костена; 2) синдром болевой дисфункции сустава; 3) разболтанность сустава; 4) щелканье сустава. VII. Другие челюстно-лицевые аномалии Кафедра стоматологии детского возраста
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.