Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСвятослав Пятов
2 «Использование музейной педагогики в приобщении к национальной культуре» Писарева Екатерина Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ детского сада 12
3 «Использование музейной педагогики в приобщении к национальной культуре» Цель : развитие музейной педагогики и решение практической задачи нравственно- патриотического воспитания детей. Задачи: Систематическая работа по патриотическому воспитанию дошкольников Формировать у детей чувство эстетического восприятия и патриотического восприятия, через музейную деятельность. Создание мини-музея Совершенствовать стиль партнерских отношений по схеме: Партнёры : дети - педагоги - родители.
5 Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по- прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
6 Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые обереги.
7 Игровые: Закрутка Обрядовые: Масленица, Рябинка Обереги: Параскева
8 В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепсские - карельские - игрушки - это большегрудые женщины с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская «люлька-лапоть» - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие «курочки» - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.
9 Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Кукол дарили в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду. Чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно – неприятностей не миновать. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
10 Так говорят в народе. Во–первых, для того, чтобы куколка вышла крепенькой и ладной, нужна была определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли разнообразные цветные лоскутки, вышивка, ленты, бусинки и, конечно, искусство и фантазия маленькой портнихи. Впрочем, не обязательно маленькой. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки- подростки, и девушки «на выданье».
11 Самые первые кукольные наряды шили ещё тогда, когда кукла не была куклой. То есть, для куклы-оберега. Шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, там должен присутствовать красный цвет – любимый цвет славян. Считали, что он обладает охранительными действиями: оберегает от сглаза и травм. Платья делали полностью из кумача или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам.
12 Узор, которым украшали наряд, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил какое-нибудь магическое значение. И узор должен оберегать человека. Слово «узор» имело значение «призор», «надзор» - то есть «присмотр». Поэтому на кукольном платье вышивали, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и оленей – символ плодородия. Волнообразные линии – знаки воды, горизонтальные – знаки и вертикальные – знаки дерева, вечно живой природы. Девочки и девушки, обшивая своих кукол, вкладывали в работу всё свое умение и фантазию. Ведь по кукольному наряду судили о вкусах и способностях её хозяйки.
13 Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Она сильная и крепкая и в тоже время веселая и задорная, словно кружится в хороводе.
14 Россия - огромная многонациональная страна. Около ста пятидесяти народов живут на ее необъятных просторах. Сложные повороты истории соединили и сплотили на огромной территории в единую общность огромное население, которое зачастую называют одним собирательным именем – русские. И, наверное, по праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя ее народа. Сегодня вепсы небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими.
15 Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Делала эту куколку девушка, когда набиралась выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
17 1) Лоскут 15 х 15 см перегнуть по диагонали, в серединку положить комок ниток или ваты, чтобы была "головка". Обтянуть ниткой. 2) Делаем ручки: кончики лоскутков подгибают и обвязывают, как показано на рис.(а). А затем обтягивают ниткой (б) и заодно делаем талию, обтягивая куклу посередине.
18 3) Теперь делаем бюст. Он делается так же, как головка (цветная ткань 10 х 10 см): лоскут сгибается по диагонали, в серединку кладут комочек ваты, заматывается, а затем обе грудки прикрепляются к куколке (рис. а-б). 4) Делается крученая нитка. Подвязывается фартучек, он делается из лоскута 5 х 6 см, делается косынка. В этих схемах мне нравится указание точных размеров, что облегчает работу. В итоге получается:
20 Детали куклы не сшиваются между собой. Куклу делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей.
21 Рядить куклу в нижнюю юбку, чтобы пышна была да осаниста, после - юбку - сверху, да и головной убор, такой, на какой душа развернется. Кусочки ткани сами подсказывают, что за головной убор получится. Здесь и платочек, попросту подвязанный под подбородочком может быть, а то и замысловатая кика… Что еще-то надо? Завесу хорошо бы, да поясок поярче, покрасивее, вот и готова кукла.
22 Этап 1. Из обычного лоскутка ткани сперва делаю кукле головку. Этап 2. Затем мастерю само туловище.
23 Этап 3. Добавляю кукле бюст. Этап 4. Наряжаю куклу в юбку. Надеваю фартук, вышитый интересными узорами, и бусы.
24 Этап 4. Надеваю ей платочек. И вот куколка моя готова.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.