Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Швецова
1 Алексеева М. А. зав.кафедрой филологии СУНЦ УрФУ
2 Размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
3 весь потенциал значения слова (Д. С. Лихачев ); глобальная мыслительная единица, «квант структурированного знания» (И. А. Стернин); основная ячейка культуры в ментальном мире человека (Ю.С. Степанов)
7 1) рассмотреть значения лексемы ДОМ на материале словарей; 2) проанализировать фразеологические обороты, пословицы и поговорки, в которые входит ключевое слово ДОМ; 4) установить основные концептуальные слои (ядро и периферию), смоделировав на основе данных различных словарей семантическое поле лексемы ДОМ
8 дом, жилище, здание, семья, изба, хата, построение… «дом в детских играх, основанных на преследовании (пятнашки, прятки и т.д) место, где по правилам игры нельзя преследовать» (словарь Ушакова) В гостях хорошо, а дома лучше; Хорош бы дом, да черт живет в нем.
9 В русской языковой картине мира «дом»: 1) строение для житья; 2) семья, род, поколение; 3) домашнее хозяйство. Наиболее важные значения - семья, уют, крепость, очаг, тепло, родители, дети. Главенствующее место в концепте «дом» занимает семья. Дом – жилое пространство человека, символ семейного благополучия и богатства. Святилище Рода.
10 1. Составление картотеки контекстов, в которых реализуется лексема ДОМ; 2. Определение лексической сочетаемости ключевого слова; 3. Выявление ведущих текстовых смыслов; 4. Построение ассоциативно-смыслового поля; 5. Сопоставление структуры авторского концепта и лексемы ДОМ. 6. Обозначение ядерной и периферийной смысловой зоны концепта. 7. Выявление специфики мировидения художника путем сопоставления фрагментов индивидуальной и коллективной картин мира.
11 Дом в значении «жилище», «защищенное, укромное пространство»: «Наши царства» ( ), «Книги в красном переплете» ( ), «Домики старой Москвы» (1911); Родительский дом для лирической героини – «рай детского житья»: «Как хорошо за книгой дома!»
12 "Дверь открывается - вы в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа - камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я!"; «А справа от высоких белых дверей… Такая странная комната - и такая родная…
13 Зала - ощущение волшебного царства, как правило, сумерки, тени и ощущение присутствия волшебства… («Эльфочка в зале»); Зала – место романтических встреч и несказанных слов(«По тебе тоскует наша зала, / Ты в тени ее видал едва - / По тебе тоскуют те слова,/Что в тени тебе я не сказала».) Зала – цветы, зеркала, рояль – пространство музыки.
14 Собирается вся семья, но не возникает ощущения единения и тепла. Все разобщены. (Трагедия одиночества поэта в бытовом пространстве, драма непонимания, когда близкие погружены в какие-то непоэтические бытовые разговоры). Столовая, четыре раза в день Миришь на миг во всем друг друга чуждых. Здесь разговор о самых скучных нуждах, Безмолвен тот, кому ответить лень. Все неустойчиво, недружелюбно, ломко…
15 1920 е - значение «анти-дом». Это чердак- каюта, келья, кров, больницы, тюрьмы, трущоба, глухое зимовье, пещера, гнездо, могила. Стихотворения «Дом, в который не стучатся» (28 июня 1920), «О, скромный мой кров» (14 мая 1920), «Так из дому, гонимая тоской…» (17-19 мая 1920).
16 А. Блок: при столкновении дома и мира поражение терпит дом, оставленный, брошенный навсегда; В. Маяковский: улица, площадь, а не дом становятся началом всех начал; С. Есенин: источник света и радости, первоначало жизни, мера всех вещей.
17 Психологизация физического времени (часы с гавотом); Резкое противопоставление дома и мира: «А он, этот внешний мир… согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен, а наши израненные души ищут покоя именно за такими кремовыми шторами» (Лариосик). Символизация детали: абажур, сафьяновое кресло, изразцовые печи; символический женский образ хранительницы очага, берегини (Елена Васильевна Турбина)
18 - Теперь смотри, - сказала она серьезно. Это наш дом. Мы живем в Версале. Ты вернулся со службы домой и входишь в наш сад. Видишь, какие у нас цветы? Это я ухаживаю за ними. Слышишь, как шумят липы? Ты входишь сюда, в прихожую, я бегу тебе навстречу. Потом идем сюда, в гостиную, и садимся тут, у окна. Комната маленькая, но солнечная, мебель белая. Мы ее купили на выплату, и она нам очень нравится. О чем ты говоришь? Ты очень скучал весь день без меня. Но ведь теперь мы вместе. А в кухне на плите у меня кипит суп. Он смотрел на дом и видел все, о чем она говорила. Но она вдруг ударила лопаткой по крышке дома и рассмеялась. Читать рассказ
19 Дом презентуется как атрибут неволи, символ обыденности и духовной ограниченности; Дом как убежище, нравственная опора и оплот мировой гармонии. Традиционно дом мыслился как мир, теперь мир представляется домом «человека мира».
21 В. В. Цуркан «Антология художественных концептов русской литературы XX века» - М.: Флинта, Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, Фещенко О.А. Концепт ДОМ в художественной картине мира М.И. Цветаевой (на материале прозаических текстов). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. - Новосибирск, 2005.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.