Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИгорь Симанский
1 Нарушения письменной речи: традиция и современность Мочалова Лариса Николаевна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова, к.п.н.
2 Современные проблемы логопедии Понятийно- категориальный аппарат Комплексный подход Классификация Усложнение структуры дефектов Соотношение коррекции и обучения
3 Новые тенденции в изучении проблем овладения письменной речью Нейропсихологический подход; Когнитивная педагогика; Информационный подход; Психолингвистический подход
4 Психолингвистический подход (Г. В. Бабина, В. К. Воробьева, О.Б. Иншакова, А.И. Корнев, Е. Ф. Соботович, Л. Б. Халилова ) Учитывает сформированность предпосылок овладения речевой деятельностью Позволяет судить о работе языковых механизмов Позволяет учитывать индивидуальные стратегии овладения речевыми умениями
5 Предпосылки овладения письменной речью Символизация Операции критериального сравнения и анализа Составление упорядоченных рядов Дифференцированность восприятия Прогнозирование
6 Языковой (когнитивный) механизм «Устройство, предназначенное для осуществления определенных процессов, обладающее возможностями (и накладываемыми на них ограничениями), которые определяются материальным субстратом – мозгом» (А. А. Залевская) При этом данное устройство оперирует некоторыми специфическими единицами, содержательно наполненными и упорядоченными в целях оптимального использования в соответствующих процессах речеобразования или речевосприятия. Функционирование когнитивных механизмов имеет не речевой характер, но для этого функционирования осуществляется речевая деятельность, реализуемая языковыми средствами.
7 Языковые механизмы значимые для овладения письменной речью Сегментации (деление на значимые отрезки) Вероятностного прогнозирования (предвосхищение) Идентификации (сравнение с эталоном, хранящимся в памяти) Регуляции (контроль языковой правильности)
8 Механизм сегментации (группировка, соотношение частей и целого, упорядочение, анализ и синтез) Текст (целое) – абзацы, предложения, слова (части); Текст: группировка (слова на «а» и на «о», самостоятельные и служебные, из 4 букв и 6 букв; предложения из 5 слов и 6 слов); Текст: упорядочение слов по алфавиту, по количеству букв, по количеству морфем в словах; Схематические последовательности (временные, пространственные), перевод из одной в другую
9 Механизм вероятностного прогнозирования (установление причинно-следственных связей, поиск наиболее частотных признаков, завершение речевых единиц различного уровня, вычерпывание смыслов) В русском языке больше всего слов начинается на какую букву? Легче догадаться о том какое слово зашифровано, если оно состоит только из гласных или только из согласных? (оооа - сквид) Заверши слово (ваз…,голов…,сов…,юл…) Заверши фразу (раннее ….) Побежала вприпрыжку, села на пенек, косички поправила и давай хохотать. (Герой он или она? Это взрослый человек или ребенок? Ей грустно? Она в городе? У нее короткие волосы?)
10 Механизм идентификации (узнавание объектов, тонкая дифференциация) Узнавание букв (трехмерное пространство, двумерное пространство); Подбор картинок к словам (в том числе речевые единицы абстрактного значения); Быстрое предъявление парных изображений идентичных и незначительно отличающихся; Тонкая дифференцировка (цвет – оттенки; звук – железная и металлическая ложки; зрительные символы – отличающиеся одной позицией);
11 Механизм регуляции (действия промежуточного контроля, сличение эталона с объектом) Разложение действий на операции; Составление алгоритмов; Трансформации эталонного варианта в ошибочный (обязательное сличение!)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.