Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВадим Тростенский
1 Мозговые центры как акторы в публичной политике: механизм влияния на принятие политических решений Лекция 2.
2 2 Основные этапы становления американских «фабрик мысли» во второй половине XX в.: - выделение из состава государственных предприятий/министерств специализированных неправительственных организаций (корпорация RAND); -диверсификация правительственного внимания к аналитическим организациям (рассредоточение заказов по нескольким центрам, финансирование многих вместо попыток создать единый исследовательский центр); - экономическое стимулирование работы в неправительственных аналитических организациях (налоговые послабления, облегчение включения в научное сообщество, поднятие престижа сотрудников - -- аналитических центров, повышение заработной платы); формирование идеологически окрашенной сферы политического консалтинга (специализация, зависящая во многом от идеологических установок того или иного аналитического центра).
3 3 Специалисты выделяют основные признаки деятельности исследовательских структур как общественного явления. Общепринятой стала методика, включающая несколько определяющих критериев: -учреждение должно быть образовано на постоянной основе; -оно должно специализироваться на выработке решений по общественной политике; -персонал работает на постоянной основе и занимается проведением исследований; -учреждение вырабатывает идеи, рекомендации, проводит анализ; -первоочередная цель – согласованность исследований с нуждами лиц, ответственных за принятие решений; -учреждение пытается эксплицитно или имплицитно действовать в интересах общества.
4 4 Сфера деятельности Мозговые центры (Think tanks) могут спонсироваться государством или частными спонсорами. Это независимые группы профессионалов в любой сфере исследований, которые представляют эти научные изыскания определенной аудитории, на чье мнение они хотят повлиять. Основная ниша, где действуют think tanks, – пространство между академическим миром, с одной стороны, и структурами власти – с другой. В академиях и университетах научно-исследовательская работа традиционно определяется теоретическими и методическими дискурсами, порой довольно абстрактными и отдаленными от насущных политических проблем. В органах же госуправления чиновники обычно перегружены текущими делами и не имеют времени и достаточных методологических, ретроспективных, а порой и конкретных знаний для научных рефлексий международных проблем. Восполняя этот разрыв «между миром идей и миром действий», и функционируют «фабрики мысли».
5 5 Типология ТТ центров University without students Contract research organizations Advocacy tanks Центры «фундаментальных исследований» Контрактные аналитические центры Центры влияния «в общественных интересах» В зависимости от организационной самостоятельности «Институты Политических исследований» Академические и Университетские центры В зависимости от основного заказчика Центры, работающие «на государственный заказ». Центры, работающие «на открытом рынке». В зависимости от само позиционирования Идеологические Гражданские
6 6 Типология ТТ по целям
7 7 Критерии для сравнительного анализа ТТ 1. Environment (origin and challenges) 2. Policy orientation and referent groups (социальный ресурс) 3. Organizational structure and management scheme (организационный ресурс) 4. Staff and experts (кадровый ресурс) 5. Research agenda (интеллектуальный ресурс) 6. Clients and fundraising (материальный ресурс) 7. Analytical products and promotion work (публичный ресурс и формы политической активности) 8. Influence evaluation (в т.ч. символический капитал) 9.Recommendations
8 8 Основные функции исследовательских структур: 1. Выработка собственно интеллектуального продукта – новых идей, оценок, подходов, взглядов, приоритетов, всего того, что в итоге может привести не только к оптимальным решениям и действиям, но и к новому мировоззрению. Бывший директор Французского института международных отношений (IFRI) П. Лепетит отмечал: «Международный конкурентный рынок идей в области публичной политики постоянно интенсифицируется и расширяется».. 2. Функция «профессионального тренинга». Ее особенность состоит в том, что работа исследовательских структур позволяет не выпадать из профессии политикам, временно отошедшим от управления страной, а также формироваться будущим государственным служащим, политикам, специалистам в экспертной среде, не менее профессиональной, чем госслужба. 3. «Мозговые центры» объединяют специалистов, внешнеполитическую элиту, но они играют и просветительскую функцию, информируя граждан, привлекая внимание общественности к той или иной проблеме. 4. Наконец, «мозговые центры» могут брать на себя еще более активную внешнеполитическую роль, организуя диалоги по сложным проблемам, обеспечивая посредничество и реализуя функцию так называемой неформальной дипломатии. С подачи Французского института политических исследований (IFRI) появилось даже понятие интеллектуальной дипломатии.
9 9 Специалисты выделяют наиболее общие тенденции их эволюции 1. Количественный рост. Однако поскольку границы между «мозговыми центрами» и пропагандистскими организациями постепенно стираются, порой не ясно, какие из них следует причислять к категории «мозговых центров». 2. Сближение с политическими и государственными структурами и проблема влияния. Для исследовательских учреждений, стремящихся активно участвовать в дискуссиях по формированию политического курса страны, важнейшим преимуществом является близость к структурам и лицам, ответственным за принятие решений. 3. Тематическая специализация и междисциплинарный подход. «Мозговые центры», стремясь завоевать авторитет, часто идут по пути специализации исследований. Если центры, имеющие давнюю историю, проводят исследования по широкому кругу проблем, то недавно созданные чаще специализируются на одной или нескольких проблемах, а если предметом их изучения становится внешняя политика, то интерес фокусируется на каком-либо одном регионе мира.
10 10 Тип элиты функции роль Политическая элита Политический менеджмент и принятие решений Лидер, капитан Интеллектуальн ая элита Политический анализ и прогнозирование навигатор Политические и интеллектуальные элиты: основные функции и роль в политической сфере
11 11 Факторы появления и развития экспертных организаций 1. Институционализация научной деятельности, Профессионализация и специализация знаний, Рост влияния науки и научных форм знания, Концентрация интеллектуальных ресурсов научным сообществом 2. Усложнение политических процессов Профессионализация политической деятельности Усложнение проблем управления 3. Децентрализация политической системы включенность Аналитические структуры включаются в процесс принятия решений, Аналитические структуры могут влиять на политические процессы.
12 12 Факторы развития АЦ Аналитические центры – феномен современной дифференцированной социальной системы, выступающий в качестве: Института интеллектуального обеспечения политики Субъекта демократического конкурентного политического процесса уровень сложности процессов принятие политических решений уровень институционализация научной деятельности уровень допустимой политической конкуренции и плюрализма в ПС уровень институционализации политических процессов Основные факторы, определяющие положение и развитие АЦ:
13 13 Результаты исследования: Анализ имеющихся типологий западных АЦ Таблица. Отличительные черты аналитических центров от традиционных научно- исследовательских организаций Отличительные признаки Аналитические центры Традиционные научно- исследовательские организации Сфера деятельности Политический процесс (political & policy process) Наука Вид деятельности Прикладные социально- политические исследования (political analysis & policy research) Научные исследования и разработки Содержание деятельности Применение новых знаний Создание новых знаний Адресат деятельности Лица, принимающие решения (ЛПР) Другие ученые и исследователи Характер деятельности Разносторонность и междисциплинарность Специализация и монодисциплинарность Свойства аналитического продукта Полезность и технологичность, ограниченная актуальность Академичность, долговременная актуальность
14 14 Результаты исследования: Анализ имеющихся типологий западных АЦ Таблица. Отличительные черты центров публичной политики от групп интересов Критерии демаркации Центры публичной политики Группы интересов Характеристи ка сообщества, чьи интересы продвигаются «Диффузное», с неоформленной или отсутствующей идентичностью Организованное, обладает коллективной идентичностью Основной вид деятельности «Защита и продвижение интересов» (advocacy) Лоббирование конкретных решений(lobbying) Миссия (цель) организации Реализация общественно значимой цели, социальной идеи Представительство интересов конкретной социальной группы, «сектора» общества Характер взаимодействия с властью Всегда публичный Возможны непубличные взаимодействия и соглашения с ЛПР Основной результат деятельности Решение общезначимых проблем Удовлетворение интересов конкретных социальных групп, «сектора» общества
15 15 Результаты исследования: Анализ имеющихся типологий западных АЦ Таблица 4. Отличительные черты мозговых центров от центров публичной политики Критерии демаркации Аналитические центры Центры публичной политики 1Сферы активности Процессы борьбы за власть (politics) и выработки, принятия и реализации разнообразных политических решений (policy) Конкретные направления публичной политики (права человека, социальная политика и т.п.) в рамках открытого политического процесса (public policy) 2Декларируемый статус Ориентация на объективный, научный подход. Хотя у АЦ могут быть неявные идеологическая или методологическая позиции, особый состав клиентов и пр. Существует связь с конкретным «сектором» общества и/или социальной группой. Ярко выраженная идеологическая позиция. 3Основные функции Основная – проведение политического анализа для лиц и институтов, принимающих решения. Дополнительная - влияние на государственную политику. Основная – политическое действие, влияние на выработку, реализацию конкретных направлений политики в интересах того сектора общества, с которым они связаны. Дополнительная - проведение политического анализа 4 Отличительные характеристики продукта Междисциплинарность и комплексность, научность и декларируемая объективность Проблемность, общедоступность 5 Основной мотив деятельности Имеют исследовательский интерес плюс интерес материальный. Материальный мотив – один из важнейших. Главный мотив – добиться влияния на власть в интересах того сектора общества, с которым связан данный центр. Материальный мотив – один из последних. 6 Состав сотрудников и иные ресурсы Постоянный состав сотрудников; интеллектуальный ресурс (плюс производные от него - репутация и связи). Непостоянный состав сотрудников; возможности того сектора общества, с которым они связаны. 7Примеры Корпорация «РЭНД» (США),«Общее дело» (США),
16 16 Результаты исследования: Анализ имеющихся типологий западных АЦ GenerationsTypology for autonomous and affilated public policy think tanks Archetypes according to activities, primary source of funding, products, staff Types according to ideology identification 1. Policy Research Institutions 1. Party affiliated Formally affiliated with a political party 1. University without students 1. Conservative think tanks 2. Government Contractors 2. Governmental A part of the structure of government 2. Contract research organizations 2. Liberal think tanks 3. Advocacy Think Tanks 3. Autonomous and independent Significantly independent from any one interest group or donor and autonomous in its operation and funding from government 3. Advocacy tanks3. Think tanks of centrist or no identifiable ideology 4.Legacy-based Think Tanks 4.Quasi-governmental Funded exclusively by government grants and contracts but not a part of the formal structure of government 5.Quasi-independent Autonomous from government but controlled by an interest group, donor, or contracting agency that provides a majority of the funding and has significant influence over operations of the think tank 6.University-affiliated A policy research center at a university By: Donald E. Abelson, Professor, Department of Political Science University of Western Ontario By: James G. McGann, Senior Fellow Foreign Policy Research Institute By: Kent Weaver, professor of public policy at Georgetown university, PhD By: Andrew Rich an assistant professor of political science at Wake Forest University
17 17 Авторы Показатели влияния АЦ Критерии определения объектов Субъекты оценки Методика 1.1. Г.У. Домхофф 1. Источники финансирования, 2. Связи с властью «важность» занимаемой позиции авторпозиционн ая 2.2. Н. Рабл 1. Уровень цитируемости в СМИ 2. Частота выступлений в парламенте на слушаниях специализация на экономических исследованиях; АЦ «полного цикла» авторрешенческ ий 3.3. А. Посен, С. Тримбат 1. Уровень цитируемости в СМИ известность (всемирная); специализация на экономических исследованиях; АЦ «полного цикла»; представленность АЦ разного «политического спектра» и географического охвата авторрешенческ ий Think tanks influence estimation: cases and methods
18 18 Авторы Показатели влияния АЦКритерии определения объектов Субъекты оценки Методика 4.Дж. Мак гэн 1. Восприятие среди экспертов«лучшие в мире, регионе»; авторитетность (репутация); цитируемость; автономный политический статус; ориентация на влияние на политический процесс автор; исследоват ели АЦ; сотрудники АЦ; «доноры»; политики и др. репутацион- ный 5.Э. Рич, К. Уивер 1. Восприятие среди экспертов 2. Уровень цитируемости в СМИ 3. Частота выступлений в парламенте на слушаниях автономный политический статус; ориентация на влияние на политический процесс; «видность» автор; эксперты (журналист ы и политики) репутацион- ный; решенческий 6.Э. Рич 1. Ресурсы (объем бюджета, кадры и др.) и стратегии; 2. Восприятие среди экспертов 3. Уровень цитируемости в СМИ 4. Роль АЦ в процессе принятия политических решений на различных стадиях (case studies) автономный политический статус; ориентация на влияние на политический процесс автор; эксперты (журналист ы и политики) позиционный ; репутацион- ный; решенческий Think tanks influence estimation: cases and methods
19 19 Think tanks influence estimation: positional & reputation methods
20 20 Think tanks influence estimation: decisional method
21 21 Тенденции эволюции МЦ. 1. Количественный рост. Стирание границы между «мозговыми центрами» и пропагандистскими организациями. 2. Сближение с политическими и государственными структурами и проблема влияния. Для МЦ преимуществом является близость к структурам и лицам, ответственным за принятие решений. 3. Тематическая специализация и междисциплинарный подход. «МЦ», стремясь завоевать авторитет, идут по пути специализации исследований. ( после событий 11 сентября 2002 г. в центр внимания американского экспертного сообщества сместились вопросы безопасности, урегулирования ближневосточного конфликта, борьбы с терроризмом, распространения оружия массового поражения, исламского мира, В Европе доминируют проблемы строительства ЕС, региональной безопасности и новой роли НАТО, трансатлантического сотрудничества. К общей тематике, характерной для всех регионов мира, отнесены проблемы динамики глобализации, сопряжения регионализма и глобализма, глобальной коммуникации.)
22 22 4. Изменения в формате продукции. Эффективной формой стали working paper – краткие аналитические сводки или авторские интерпретации, написанные доступным языком. Благодаря Интернету изменились способы распространения интеллектуальных продуктов, производимых «мозговыми центрами», и информации организационного характера. 5. Создание коалиций (сетей). Сравнительно новым явлением стала практика формирования экспертных сетей. Этот новый эффективный механизм организации профессионального знания американский ученый Д. Стоун, назвал концепцией «политического трансферта».
23 23 Возможные результаты «трансферта знаний»: гармонизация и сближение интересов различных акторов, в том числе путем формирования «консенсусного знания», которое разделяет большинство элиты; диффузия знаний, выступающая в «кодифицированной» (публикации, конференции и пр.) и «подразумеваемой» (общие представления) формах; распространение удачного опыта; создание более конкурентной среды как внутри региона, так и на межрегиональном уровне; расширение почвы для инноваций.
24 24 Ключевые элементы сетевой экспертной деятельности: создание «площадок» для коммуникации с ключевыми политическими игроками, что соответствует стремлению научных сообществ приобрести качества, необходимые для общественной экспертизы актуальных проблем разработка инструментария и методологии для решения практических проблем; генерирование и распространение идей, их защита в ходе публичного обсуждения; сервисные (контрактные) услуги по заказам власти или бизнеса; выработка рекомендаций, облегчающих стабильное и устойчивое развитие общества.
25 25 Сетевые виртуальные сообщества "Технет«("Technology Network ") был создан по инициативе отдела Мирового банка по финансам и развитию частного сектора в 1996 г. Его цель - содействие пониманию и использованию науки, технологии и информации в деле развития. Проект состоит из серии инициатив Мирового банка по использованию науки и технологии, направленных на достижение ряда целей: понимание влияния новых технологий на развивающие страны и факторов, которые усиливают или ограничивают их способность воспользоваться ими; повышение знания правительств стран-членов Мирового банка о потенциальных возможностях и проблемах, возникающих у развивающихся стран вследствие стремительности технологического прогресса; интеграция технологической проблематики в стратегии развития стран- членов Банка, а также в стратегию помощи Банка той или иной стране; содействие принятию новых технологий частным сектором; ускорение трансферта новых технологий развивающимся странам и их адаптации к местным условиям, с одновременным повышением способности местных кадров развивать и разрабатывать новую технологию.
26 26 Через мировую компьютерную сеть это межгосударственное учреждение организует электронную конференцию мозговых центров - дискуссию между различными автономными (индивидуальными) мозговыми центрами, расположенными в различных странах, с участием экспертов от правительственных и частных кругов, международных организаций, а также Мирового банка. Дискуссии проводятся в течение определенного периода времени; круг участников и реципиентов их "результатов" четко определен, - участники мозгового центра должны написать заявки на участие и подписаться на электронную конференцию (подписной принцип), хотя посторонние наблюдатели и читатели также могут вставить свои комментарии и задать вопросы в ходе дискуссии. Другие мозговые центры, организованные в рамках проекта "Технет", формировались вокруг различных тематик.
27 27 Еще одна такая фабрика мысли инициирована в рамках глобальной электронно-информационной сети One World.. Это - форум, через который ученые, политики и другие заинтересованные лица из почти 100 стран мира дебатируют и обмениваются идеями по поводу политики развития. Основные направления дискуссии - политика международной помощи в целях развития, кодекс поведения, этнический вопрос и конфликтные ситуации в мире, европейское сотрудничество, инвестиции в знания (интеллектуальные продукты), использование земли и право на землю, вопрос водоснабжения и дренажной системы (водные ресурсы). Ключевыми участниками этого форума выступают институты ODI (Overseas Development Institute), EADI (European Association Of Development Research and Training Institutes), IIED (International Institute for Environment and Development), IRC (International Water and Sanitation Centre), ECDPM (European Centre for Development Policy Management), IDS (the Institute of Development Studies) and the Development Research reporting service - ID21. Основные темы, вокруг которых организованы мозговые центры "Одного мира": Управление политикой международной помощи; Кодекс поведения; Этнос и конфликт; Европейское сотрудничество; Инвестиция в знание; Землепользование и земельное право; Вода и санитарные условия. технологий Интернет как исследовательский и коммуникационный инструмент. Они создают свои Веб- страницы, сокращают использование бумажных носителей и непрофессионального персонала. Центральное место в их работе занимают интерактивные дискуссии
28 28 Институт Брукингса. В формулировке задач Брукингского института (Brookings Institution) в области внешней политики записано следующее: "Миссия программы исследования внешней политики заключается в том, чтобы предоставлять авторитетную информацию, высказывать критические оценки и осуществлять обстоятельный объективный анализ мировых событий, а также предварять (опережать) развитие событий, которое вероятнее всего будет влиять на американскую внешнюю политику в последующее несколько лет».
29 29 Quality. Independence. Impact. The Brookings Institution is a nonprofit public policy organization based in Washington, DC. Our mission is to conduct high-quality, independent research and, based on that research, to provide innovative, practical recommendations that advance three broad goals: Strengthen American democracy; Foster the economic and social welfare, security and opportunity of all Americans; and Secure a more open, safe, prosperous and cooperative international system. Brookings is proud to be consistently ranked as the most influential, most quoted and most trusted think tank.
30 30 Brookings brings together more than 300 leading experts in government and academia from all over the world who provide the highest quality research, policy recommendations, and analysis on a full range of public policy issues. Former Secretary-General of the United Nations Kofi Annan speaks with Strobe Talbott and Martin Indyk.
31 31 Brookings Expert Roundtable on President Obamas Trip to the Middle East March 18, 2013, Martin S. Indyk, Khaled Elgindy and Natan B. Sachs Brookings experts Martin Indyk, Khaled Elgindy and Natan Sachs preview President Obama's trip to the Middle East.
32 32 Japanese Prime Minister Abes statement of his countrys willingness to join the Trans-Pacific Partnership (TPP) negotiations is good for the U.S., Japan and the TPP. It follows former Japanese Prime Minister Nodas announcement at the Asia-Pacific Economic Conference (APEC) in 2011 of Japans interest in the TPP negotiations and almost two years of discussions between the Japanese government and the other TPP parties on their expectations should Japan join the trade agreement. The TPP parties currently include the U.S., Australia, Brunei, Canada, Chile, Malaysia, Mexico, New Zealand, Peru, Singapore and Vietnam.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.